Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности "Осенние листья".
Задачи:
Детская цель: поиграть с листьями, помочь Мишке нарисовать листья на деревьях.
Материалы и оборудование: природный материал (осенние листья разного цвета и размера, корзинка, изображение силуэтов деревьев без листьев, иллюстрации деревьев с зелеными листьями), поролоновая кисть, игрушка "медведь".
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций "Осень", игра на прогулке "Листопад".
Воспитатель обращает внимание детей на медведя.
- Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (ответы детей)
- Здравствуй, Мишка. Поздоровайся с ребятами. (воспитатель подносит игрушку к каждому ребенку, делает паузу, чтобы ребенок мог ответить)
- Мишка, зачем ты к нам пришел?
- Ребята, спросите Мишку – зачем ты к нам пришел?
Имитация разговора Мишки: Я сейчас расскажу. Я живу в лесу. Летом деревья были с зелеными листьями.
- Но наступила Осень. Мой лес изменился. Ребята, теперь на деревьях листья какого цвета?
- Но потом подул ветер, и все листья опали. (Показывает, как дул ветер. Воспитатель предлагает детям "подуть, как ветер")
- Вот они, эти осенние листья! (показывает детям корзину с листьями)
- Ребята, а давайте поиграем с ними?
Воспитатель высыпает листья на стол, садится за стол и предлагая детям рассмотреть листья. Мишка сидит с детьми за столом.
Воспитатель: Выберите лист, который вам нравится больше всех, помашем им вот так. (показывает)
- У меня желтый лист!
- У тебя какого цвета лист, Мишка?
Мишка: И у меня желтый!
- У кого еще желтый лист?
- Какого цвета лист у тебя, Аня? (воспитатель обращается с вопросом к нескольким детям)
- Ребята, посмотрите какой у Ани лист.
- Аня, покажи, Ване, какой красивый у тебя лист. Ваня, покажи Ане, свой лист. Какого он цвета? и т.д.
- Возьмите лист зеленого цвета, посмотрите, какой он большой. (воспитатель предлагает погладить лист, он гладкий с одной стороны и шершавый с другой)
- Мишка, у тебя не зеленый лист. Какой лист у Мищки, ребята?
- Кто даст Мишке зеленый лист?
- Саша, покажи Лане свой лист, какой он большой и зеленый.
- А у меня маленький лист. Я нашла самый маленький. У кого еще есть маленький лист?
- А чем пахнут листья? (воспитатель берет в горсть листья, и нюхает, предлагает детям повторить)
- Листья пахнут лесом, осенью, дождем.
Мишка: Как интересно мы поиграли! Но мои деревья так и стоят без листьев! (грустит)
Воспитатель: Мишка, а если мы с ребятами украсим деревья, и нарисуем листья?
- Они станут яркими, и ты не будешь грустить.
Мишка: Да, давайте нарисуем листья!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как мы будем украшать ниши деревья. (Сделать несколько мазков)
- Будем рисовать листья "волшебными кисточками". Возьму палочку, и нарисую красные листья!
- Каким цветом листья осенью?
- У нас есть краски желтого и красного цвета.
- Вова, ты каким цветом будешь рисовать?
- Милана, а ты какое дерево будешь украшать?
Воспитатель организует детей так, чтобы они распределились на три подгруппы, выбрали дерево. Помогает в процессе работы при необходимости. Задает вопросы о ходе работы: каким цветом ты рисуешь листья?
- Ребята, посмотрим на деревья, как мы их украсили. (Воспитатель уточняет у детей, какого цвета листья на деревьях. Помещает плакаты на двери)
Мишка: Спасибо, вам, ребята! Нарисовали такие красивые листья! Я останусь у вас в группе, буду любоваться.
Воспитатель: Ребята, а вам нравятся наши деревья?
- Мишка приготовил для вас сюрприз. Это игра "Листопад". Кто хочет, поиграйте с Мишкой? (воспитатель подбрасывает листья в воздух, и начинает с детьми играть; дети подкидывают листья в воздух)