Цели:
Задачи:
Оборудование: магнитная доска, макет дерева (дерево, листочки), мольберт для показа приемов рисования, И. Левитана "Золотая осень", ваза с осенними листьями, краска гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Предварительная подготовка: во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, как падают осенние листья (медленно в безветренную погоду, быстро - в ветреную), на их красочность. Детям предлагается побегать по дорожке с опавшими листьями и послушать их шуршание. Затем дети выбирают один понравившийся им лист.
Ритуал приветствия "Милый друг". Воспитатель берет колокольчик и звенит в него проговаривая слова:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети стоят в кругу на ковре.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (Осень)
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
А. Ерикеев
- Вот эти красивые листочки лежат перед вами в корзинке. Скажите, какого цвета листочки? (Ответы детей)
- Давайте вспомним, как они падают, облетая с деревьев. Как называется это явление?
- Подбросьте свои листочки вверх и посмотрите, как они тихо опустятся. (Дети подкидывают вверх листья и наблюдают за их падением)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.
М. Ивенсен
Воспитатель: Давайте соберем листочки и сделаем красивый букет. (Дети собирают листья, отдают их воспитателю)
- Падение листьев так красиво, что художники часто изображал листопад на своих картинах. Посмотрите, например, на картину И. Левитана "Золотая осень". (демонстрация картины)
- Сегодня я вам предлагаю нарисовать, картину, как осенние листья облетают с деревьев.
- Для этого я принесла много листиков, посмотрите какие они красивые, потрогайте их
- Эти листочки я насобирала на нашей игровой площадке. Но для этого нам необходимо пройти за столы.
Воспитатель: На столах у вас находятся необходимые материалы для рисования. Назовите их. (дети называют)
- Правильно, это краски, кисточки и бумага с нарисованными стволами деревьев.
- Рисовать мы с вами будем с помощью этих осенних листочков, посмотрите, сколько у нас их много. Они все разные или одинаковые?
- Сейчас я вам покажу, как можно нарисовать падающие листья. Смотрите я беру листочек за хвостик, кисточку окунаю в воду, лишнюю воду убираю о край баночки, на кисточку набираю краску желтого цвета, промазываю листик, кисточку кладу на клеенку и ставлю отпечаток на бумаг.
- Вот какой красивый желтый листочек появился у нас. (Воспитатель показывает на мольберте приемы работы, обращая внимание детей на то, как правильно держать кисть, брать краску и прикладывать листик к бумаге, чтобы получился яркий отпечаток. Во время показа воспитатель говорит: "Вот еще один лист упал на землю, а вот еще..."
Пальчиковая гимнастика "Осень"
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Осень, осень, непогода, (сжимать и разжимать кулачки)
Листья по ветру летят, (круговые движения кистями)
Лужи прямо у порога, (руки ладошками вниз положить на стол)
Мокнут ножки у ребят. (стряхнуть "воду" с рук)
- А теперь вы возьмите любой листочек, обмакните кисточку в краску и поставьте отпечаток на нашем листе бумаги. (Дети выполняют рисунок красками: одни - желтой, другие - красной)
Рисунки выставляют на мольберт или стенд.
Воспитатель: Очень красиво! Наши листики кружатся и танцуют в воздухе!
- Мы будем любоваться осенним листопадом. Вы все молодцы, хорошо справились с заданием. Подойдите все в круг.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять.