Цель занятия: расширять знания детей средней группы о признаках осени.
Задачи:
Оборудование: набор картинок, корзинка, листочки (природный материал), кисточки, акварель, альбомные листы, непроливайка, игрушка ежик, музыка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций осенней тематики, наблюдения на прогулке, разучивание игр.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в чудесную страну, страну загадочную. А какую, вы узнаете, отгадав загадку.
Ходит по дорожкам
В желтых босоножках.
Рассыпает листья,
Красным красит кисти.
Птицы улетают
Когда это бывает? (осенью)
- Готовы? Тогда отправляемся в путь. (звучит музыка)
- Идем в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки, ножки выше поднимаем, лужицы переступаем.
- Вот небольшая полянка, давайте присядем на пенечки, отдохнем. (дети садятся полукругом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу! Какие разноцветные листочки кругом. Как вы думаете, кто раскрасил листочки? (осень)
- Мы с вами радуемся осеннему солнышку, которое так ярко освещает золото листьев.
- Ярко-желтые, красные и оранжевые листочки выглядят так нарядно.
- Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь. (повторяют названия осенних месяцев)
- Осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут часто. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы.
- В такую пору многие люди испытывают радость, любуясь красотой окружающего мира. Как приятно в это время гулять по дорожкам парка или в лесу!
- Листья шуршат под ногами. А какой чудесный воздух! Чем он пахнет? (осенью пахнет опавшей листвой, кострами, грибами, осенней свежестью)
- Ребята, послушайте стихотворение З. Федоровской.
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите – роща
Золотом одета.
Воспитатель: Какого цвета эта осень? (желтая, красная, оранжевая, лиловая, розовая)
- Ребята, а какое настроение вызывает у вас это время года радостное или грустное? (ответы детей)
- Дети посмотрите, что лежит у вас под ногами. (листья)
- А как можно ласково сказать про лист? (листик, листочек)
Игра "С какого дерева листок"
Воспитатель: Алиса, с какого дерева у тебя листок? (с дуба)
- А на дубе, какие листочки? (дубовые)
- Марк, а у тебя с какого дерева листок? (с березы)
- У березы листья, какие? (березовые)
- Кирилл, а у тебя с какого дерева листок? (с клена)
- А у клена, какие листочки? (кленовые)
- Какого цвета у вас листочки? (красные, желтые, коричневые)
- А теперь каждый поднимите свой листик, у нас получился красивый осенний букет. Из чего? (из листьев)
- Молодцы! Когда дует осенний ветерок, листья медленно кружатся и падают на землю.
- Как называется это явление природы? (листопад)
- Правильно, листопад. Давайте все вместе повторим это красивое слово. (хором повторяют)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с листочками.
Мы листочки вверх подняли
Вправо-влево покачали,
Сели, встали, потянулись
Дружно вместе все нагнулись,
И попрыгаем мы дружно
Листопадом мы закружим! (дети выполняют движения по тексту)
Воспитатель: Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу
Гость какой-то к нам спешит
Тихо листьями шуршит.
Кто б ты ни был, заходи
Да ребят повесели. (Появляется игрушка Ёжик)
Ёжик (грустно):
Это я, колючий Ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
Я листочками шуршу,
Потому что к вам спешу.
Воспитатель: А почему ты грустный?
Ёжик: Как же мне не грустить?
Я набрал грибочков
Полный кузовочек.
Белка пошутила,
Шишек наложила.
Воспитатель: Какая белочка шутница, знает, что ежик шишки не ест. Ну ни чего, мы тебе поможем.
Игра "Помоги ежику"
Дети называют по картинкам съедобные грибы и кладут в корзинку.
Воспитатель: Вот, Ёжик, тебе твоя корзинка с грибами.
Ёжик: Спасибо вам, друзья,
А теперь мне в лес пора. (Ёжик уходит)
Воспитатель: А мы, ребята, отправляемся дальше, на волшебную полянку. (дети проходят к столам)
Мы шагаем по дорожке
Топы-топы наши ножки.
В лужицы не наступаем,
Дружно их переступаем.
Воспитатель: Нам чародейка осень приготовила листочки, кисти и краски.
- Мы будем рисовать необычные листочки. (по показу воспитателя)
- Какого цвета листья осенью? (желтые, красные, оранжевые)
Пальчиковая гимнастика "Осенние листья"
Самостоятельная деятельность детей. (звучит музыка)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Осень очень рада, какие листочки вы нарисовали. А нам пора возвращаться в группу.
- Глазки закрыли, покружились, в нашей группе очутились!
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
- Что нового узнали?
- Запомните, что нужно не только восхищаться красотой природы, но и оберегать ее.