Цель: развитие связной речи, обогащение словаря, активизация познавательной активности и самостоятельности у детей 3–4 лет через знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» с использованием ИКТ.
Задачи:
Оборудование и материалы: интерактивная доска , книга с пустыми страницами, волшебная дверь, пирожок, яблоко, камушек, картинки для составления мнемоквадрата и мнемодорожки, иллюстрации к сказке, аппликации гуси и лебеди для рефлексии.
Ожидаемые результаты: у детей развивается связная речь, память, последовательность, дети знают и называют героев сказки, отвечают на вопросы, желание прийти на помощь.
Воспитатель:
Здравствуйте, здравствуйте
Гости дорогие!
Здравствуйте, здравствуйте, -
Вот собрался круг!
Здравствуйте, здравствуйте -
Руку дай друг, другу в круге:
Света дала руку Славе,
Слава дал руку Кате … (про каждого ребенка в кругу)
Здравствуй весь наш дружный круг.
Здравствуй друг! Здравствуй друг!
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете, нам нельзя без них.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня хотели, почитать книгу и вспомнить героев сказки: "Гуси-лебеди", но случилась беда... (Показываю книгу – обложка белая без иллюстрации)
- Что это дети? (Книга)
Воспитатель открывают книгу, а она пустая, без страниц и картинок.
- Это где же подевалась сказка "Гуси – лебеди"? (Включается интерактивная доска Smart, на экране появляется Баба Яга в избушке, смотрящая из окошка и говорит)
Баба Яга: Это я, Баба Яга, попросила, гусей - лебедей, разбросать все страницы из книги, чтобы никто не смог читать, и не забрали у меня братца Ванечку.
- Но если вы так любите эту книгу нужно пройти мои испытания.
Воспитатель: Ну, что дети, поможем братцу Ване и книге вернуть страницы из сказки? (Да!)
- Спасибо ребята, а как же нам попасть в сказку? (Обращается к Бабе Яге)
Баба Яга: Вот вам волшебная дверь, открывайте и будет вам путешествие в сказку.
Воспитатель: Ребята, отправляемся в путешествие? (Ответы детей, звучит сказочная музыка, дети проходят через волшебную дверь)
- Вот мы и попали в сказку, но кто нам поможет и укажет путь? (Находим пирожок)
- Это пирожок. Ребята, а встречались в сказке "Гуси-лебеди" пирожки? (Дети отвечают)
- Правильно это наш помощник, этот волшебный пирожок, укажет нам путь, и мы за ним пойдем и сказку найдем.
- Ну, чтобы пирожок помог нам, скажем такие слова: "Нам пирожок, помоги, куда надо приведи!" (По пути находим свернутый лист, завязанный ленточкой с заданием, достаю загадку)
Задымила, запыхтела.
Дрова все "съела",
Заслонку закрыла,
Пироги нам подарила! (Печь, русская печь)
Воспитатель: Молодцы, ребята! (На экране появляется "Русская печь")
- А давайте вспомним встречу девочки Маши с печкой.
- Какая печь большая или маленькая?
- Дети, а помогла печь девочке?
- А почему печь не помогла девочке?
- Какие пирожки пекла печь?
- Давайте расскажем о пирожках. (На доске выкладывают мнемоквадрат, используя картинки. Первый – пирожки; второй – румяные, ржаные; третий – не съела, убежала; четвертый – Печь обиделась)
На экране улыбается печь и исчезает.
Воспитатель: Молодцы, дети, справились с этим заданием и теперь у нас есть первая страница нашей сказки. (Беру иллюстрацию и вкладываю книгу)
На экране появляется румяное яблочко.
- Ребята, а встречались в сказке "Гуси-лебеди" яблоки. (Далее вместе с детьми проговариваем слова, обращаясь к яблоку)
Дети: Нам яблочко, помоги, куда надо приведи! (Двигаемся дальше за яблоком, находим свернутый лист, завязанный ленточкой с заданием, загадка про яблоневое дерево)
Весною белым деревце цветет,
К осени плоды дает.
Вся в листве сударыня
И зовется ... (Яблонею)
Воспитатель: Ребята, и эту загадку вы угадали. (На экране появляется, яблоня в румяных, наливных, спелых яблоках)
- Нам сейчас предстоит, узнать все о фрукте яблоке и назвать его форму, цвет, вкус, состав. (Составляем с детьми интеллект карту "Наше яблоко")
Вот так яблоко! (встали)
Оно соку сладкого полно. (руки в стороны, руки на пояс)
Руку протяните, (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно соку сладкого полно! (руки в стороны, руки на пояс)
На экране улыбается яблонька и исчезает.
Воспитатель: Вот мы помогли и яблоньке и забираем вторую страницу, вложим в нашу книгу.
Появляется речной камушек.
- Ребята, а теперь нам камушек речной показывает дорогу, пойдем дальше за ним.
Дети: Нам камушек, помоги, куда надо приведи! (Двигаемся дальше за камушком, находим свернутый лист, завязанный ленточкой с заданием, загадка)
Воспитатель:
Их в реке полным-полно,
Бросают их и падают они на дно. (Камешки)
- Молодцы, ребята! (На экране появляется "Молочная река в кисельных берегах")
- А встречалась в сказке "Гуси-лебеди" молочная река в кисельных берегах? (Да)
- Правильно, вот на листе еще для вас задание от Бабы Яги - предлагает нарисовать для реки камушки, чтобы "молочная река в кисельных берегах", одна не скучала, поможем реке? (Да! Поможем...)
Рисование пальчиками на тарелке с манной крупой, обращая внимание детей, что камушки бываю круглой и овальной формы.
Дети справляются с заданием. На экране улыбается речка и исчезает.
Воспитатель: Вот мы помогли речке и забираем третью страницу, вложим в нашу книгу.
- Вы справились с заданиями, но как же помочь девочке Маше?
Появляется на экране Баба Яга.
Баба Яга: Хороши ребята, все умеют, да вот хочу послушать, как вы расскажите мне сказку "Гуси-лебеди". (Воспитатель предлагает детям рассказать сказку с помощью мнемодорожки)
Будем пальчики считать,
Будем Бабе Яге добрые слова называть:
Умница – раз,
Красавица – два,
Добрая – три,
Умелая – четыре,
Смелая – пять,
Нас не будет обижать! (Повторить на другой руке)
Баба Яга благодарит детей и отдает еще одну страницу с изображением братца Вани и сестрицы Маши, дома за столом с родителями. (Вкладываем иллюстрацию в книгу. Прощаемся с улыбающейся Бабой Ягой)
Воспитатель: Ну, вот детки мы с вами и собрали все страницы для нашей сказки, и сейчас мы возвращаемся в детский сад. (Снова проходим с детьми через волшебную дверь, играет музыка, проходя через дверь обложка книги становится красочной с названием сказки "Гуси - лебеди" показываю детям красивую книгу)
- Дети смотрите, какая красивая книга у нас получилась, мы будем с вами ее читать.
- Вы все молодцы! Я вижу, что вы любите книги и сказки!
- Ребята, где мы с вами были? (Дети отвечают на вопросы педагога)
- Кого встречали на пути?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
- Получилось нам собрать книгу?
- Кому вы расскажите о сегодняшнем путешествии?
- Детки, посмотрите вот у меня есть такие лебеди - веселые и гуси - грустные.
- Если у вас после путешествия осталось веселое настроение, то возьмите веселого лебедя, ну а если у кого-то из вас появилось грустное настроение, и вы чего-то не поняли, то возьмите грустного гуся. (Дети показывают лебедей, которые выбрали)
- Ребята, я очень рада, что всем понравилось наше увлекательное путешествие в сказку "Гуси-лебеди".