Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, словесные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Словарная работа: румяный, аппетитный.
Оборудование и материалы: презентация, карточка с загадками, стрелка, яблоко, вертушки, мячик, корзинка с яблоками, пирожки из соленого теста, поролоновые тампоны, краска трех цветов на каждого ребенка, влажные салфетки.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними. (Дети здороваются)
- А теперь мы встанем в круг и поприветствуем друг друга (ритуал приветствия):
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй легкий ветерок,
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй птичка в вышине,
Здравствуй рыбка в глубине,
Здравствуй ласковый зверек,
Ну и ты привет дружок!
Девочка Аленушка: Здравствуйте ребята! Зовут меня Аленушка. Случилась у меня беда. Батюшка с матушкой уехали на ярмарку, а мне строго настрого наказали смотреть за братцем Иванушкой.
- Я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели какие-то птицы и унесли братца.
- Помогите мне, пожалуйста, вернуть брата.
Воспитатель: Поможем, ребята, Аленушке братца найти? (да)
- Ребята, как вы думаете? Что это за птицы? Куда унесли братца Иванушку? (Гуси-лебеди, к Бабе-Яге)
- Молодцы ребята догадались.
- Чтоб Иванушку спасти, приглашаю вас отправиться в сказку. А чтобы в нее попасть нужно произнести волшебные слова.
Ручками похлопаем раз, два, три,
Ножками потопаем раз, два, три,
Повертелись, покружились,
В сказке с вами очутились. (Воспитатель вместе с детьми произносит слова с движениями, звучит музыка "В гостях у сказки")
- Вот мы с вами и в сказке. Кто помнит, кого первого встретила Аленушка на своем пути? (печку)
- А вот и печка. (слайд печки)
- Подойдем к ней поближе и спросим куда полетели гуси-лебеди: "Печка, печенька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели"?
Печка: Выполните мое задание тогда скажу.
Воспитатель: Печка напекла пирожков, но они у нее получились не красивые. Она просит помощи у нас. Поможем печке? (Да, поможем)
- Тогда предлагаю вам подойти к столу. Посмотрите, что лежит на столах и подумайте, что можно сделать с пирожками, чтобы они были красивые. (ответы детей)
- Ребята присаживайтесь за столы, чтобы раскрасить наши пирожки.
- Прежде чем, приступить к работе, мы с вами разомнем ручки.
Тесто ручками помну, (ребенок сжимает и разжимает пальчики)
Пирог сладкий испеку.
Серединку смажу джемом, (выполняет круговые движения ладошками)
А верхушку смажу кремом (водит ладошками по плоскости стола)
И кокосовою крошкой
Я присыплю пирог немножко. (имитирует "посыпание крошки" пальчиками обеих рук)
Сладкий чай я заварю
Друга в гости приглашу.
Воспитатель: Какие пирожки у вас получаются? (красивые, румяные, вкусные, аппетитные)
- Печка мы выполнили твое задание. Она говорит нам спасибо. И дает стрелку, которая укажет нам дальнейший путь.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки
По камушкам, по камушкам
По кочкам, по кочкам. (Воспитатель и дети выполняют движения в соответствии со словами)
- Ребята, посмотрите к кому нас стрелка привела? (к яблоне, презентация)
- Подойдем ближе к яблоне и спросим, куда Гуси-лебеди полетели.
Воспитатель и дети: Яблонька, яблонька, скажи куда Гуси-лебеди полетели? Куда Иванушку унесли?
Яблонька: Выполните мое задания, укажу вам путь.
Воспитатель: Я вам буду показывать картинки, а вы будете называть их одним словом: одежда, игрушки, овощи, фрукты.
- Молодцы ребята, мы выполнили задание. Яблонька, говорит нам спасибо. И передает нам яблоко, которое укажет нам дальнейший путь.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки
По камушкам, по камушкам
По кочкам, по кочкам. (Воспитатель и дети выполняют движения в соответствии со словами)
- Смотрите, ребята, а что это перед нами? (слайд "Речка")
- Подойдем к речке и спросим куда Гуси-лебеди полетели.
Воспитатель и дети: Речка – реченька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
Речка: Выполните мое задание, тогда скажу.
Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Что за время года? - спросим.
Нам ответят: Это ... (осень)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад -
Это просто... (листопад)
Воспитатель: Отлично, ребята! Мы выполнили еще одно задание. Речка пропускает наш дальше.
- А чтобы, наш путь был легким и быстрым.
- Речка дала нам ветерочки. Только дуть нужно на них правильно. (проводится дыхательная гимнастика с вертушками)
- Вот мы с вами оказались на лесной опушке. (собираем вертушки)
- Смотрите, а что это? (избушка бабы Яги - картинка)
- Постучим к Бабе-Яге. (дети стучат 3 раза с каждым разом увеличивая звук)
Баба Яга: Кто там ко мне пожаловал? Кто разбудил старушку?
- Пришли, а я давно вас жду. Не побоялись, все задания выполнили.
- А осталось у вас последнее задание, самое сложное. Если вы назовете ласковые слова, отдам вам Иванушку.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Кажется, я знаю, а поможет нам в этом волшебный мячик.
- Я буду каждому из вас кидать мячик и называть слова, а вы должны сказать ласково. Например: печка – печенька; речка – реченька; песок – песочек; рыба – рыбка; яблоко – яблочко; гриб - грибочек; камень – камушек; дом - домик, мяч - мячик, стул - стульчик, лист - листочек, цветок - цветочек, огурец - огурчик.
Баба Яга: Ой ребята, ну и молодцы вы, со всеми заданиями справились! Аленушка, иди забирай своего братца! (слайд)
Аленушка: Спасибо вам ребята за помощь! Нам с братцем пора возвращаться домой. До свидания ребята!
Воспитатель: А нам ребята пора возвращаться в детский сад. А чтобы вернуться, нам нужно произнести волшебные слова
Ручками похлопаем раз, два, три,
Ножками потопаем раз, два, три.
Повертелись, покружились
в детском саду очутились!
Воспитатель: Вот мы с вами ребята, снова вернулись в детский сад.
- Скажите в какой сказке мы сегодня побывали?
- Кого мы встретили?
- Вам понравилось наше путешествие?
- Ой ребята, смотрите, кажется кто-то забыл корзину. Посмотрим, что в ней.
- По-моему, это яблонька оставила нам свои яблочки.
- Ребята наших гостей тоже угостим яблочками. (угощают)