Цель занятия: воспитание уважения к традициям и обычаям русского народа через знакомство с традицией гостеприимства и чаепития.
Задачи:
Материалы и оборудование: иллюстрации (самовар, чаепитие), разрезанные картинки-пазлы (рушник, чайная пара).
Предварительная работа: чтение стихов о гостеприимстве и угощением чаем - "Муха-Цокотуха" Корнея Чуковского и "Сказка о Гостеприимстве" Татьяны Черняевой.
Дети стоят полукругом лицом к воспитателю.
- Ребята, сегодня я с вами хочу поговорить о "традициях".
- Кто из вас знает, что такое "традиция"? Какие вы знаете традиции? (ответы детей)
- Ребята, есть традиции многовековые, которые были придуманы много-много лет назад, в древности. Это традиция русского народа "гостеприимство".
- Само слово состоит из двух слов "гость" и "принимать", то есть - принимать гостей.
Воспитатель обращает внимание детей на старинную карту.
- В старину, на Руси, деревни и города находились на большом расстоянии друг от друга. Не было ни самолетов, ни поездов, ни автобусов.
-Только очень богатые люди имели возможность по воде доплывать от одного города до другого.
- В основном люди ходили пешком. Они приносили с собой новости, известия. Хозяева домов, куда гости просились на ночлег, встречали их с радостью и старались угодить им во всем.
Воспитатель приглашает детей подойти в столу на котором стоит каравай с солью на рушнике.
- Милости просим гости дорогие, хлеб да соль вам. Вот так когда-то встречали гостей. У меня на руках лежит "рушник".
- "Рушник" означает "рушить" - рвать, ломать. Изначально рушником называли оторванный кусок ткани.
- А потом его стали украшать по краям разными узорами и класть на него хлебный каравай. На каждом рушнике был свой узор.
- Каждая хозяйка расшивала на нем свои узоры. Хозяйки бережно хранили и передавали из поколения в поколение свои рушники.
Дети делятся на пары и украшают рушник узорами с двух сторон.
Воспитатель произносит слова и выполняет движения. Дети стоят врассыпную повторяют движения за воспитателем.
Само-само-самовар, на столе красуется, (руки на пояс и повороты влево и вправо)
Дышит так, что виден пар-дед им все любуется, (руки в стороны, улыбаются)
Сапогом его качай, ох, как разгорается, (сжимают кулачки и поднимают-опускают их)
Само-самоварит чай, жаром обливается, (приседание, "утерли пот")
Пых –пыхтит как паровоз, ждем мы с нетерпением, (вдох, выдох-пых)
Сушки дед вчера принес – с чаем наслаждение, (соединяем каждый пальчик по очереди с большим пальчиком)
Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит, (чашка кулак, блюдце ладонь)
В самоваре все похожи- в отраженье дед глядит, (смотрим друг на друга)
Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить, (показали ладонь и подули)
Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить. (поклонились)
Воспитатель приглашает детей за стол, на котором лежит скатерть, стоит самовар, чашки с блюдцами, сахарница.
- Для чаепития, которое обычно проводилось в семейном кругу, стол накрывали скатертью, в середину стола ставился самовар.
- Самовар – символ семейного гостеприимства, поэтому он занимал почетное место в центре стола. Его регулярно чистили и заботились о его "здоровье", он считался символом домашнего тепла, настоящим "хозяином" дома.
- Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, который был укутан грелкой, называемой "баба на чайнике". На столе стояла сахарница, сахар в ней был кусочками.
- У богатых людей на столе были баранки, калачи и разные сладости. Предполагалось, что гость не должен уйти после чая голодный.
- В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.
Дети, по желанию, берут на столе перевернутые силуэты чайной пары. Под музыку передвигаются по группе. На слова воспитателя "Раз, два, три - пару свою найди" дети останавливаются смотрят на узор предмета и находят пару чайного сервиза с таким же узором.
- Ребята, сегодня вы познакомились с какой древней русской традицией?
- Кто такой был "гость"?
- Для чего нужен был "рушник"?
- Из чего наливали раньше чай?
- А из чего пили горячий чай?