Цель: воспитание интереса дошкольников к истории, быту, традициям, культуре русского народа.
Задачи занятия:
Оборудование: проектор, экран, презентация, самовары.
Дети приветствует гостей. (на столе стоит электрический чайник)
Педагог: Здравствуйте, ребята!
- Что это такое стоит на столе? (чайник)
- Для чего он нужен? (греть воду, пить чай)
- Ребята, а как раньше пили чай, в чем его грели? (в котелках, самоваре)
- Знаете ли вы от куда пришла традиция пить чай?
- Какие первые были самовары?
- Хотите узнать?
- Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в лавку к купцу Полякову, где вы узнаете много нового и интересного про самовары.
Дети спускаются в зал, зал оформлен в виде лавки: Прилавки с самоварами, домашней утварью, мультимедиа с изображением самоваров. В зале купчиха – воспитатель, и четыре подмастерья - дети.
Купчиха: Здравствуйте, гости дорогие! Пожалуйте к нам в лавку, мы рады вас видеть.
- Мой муж купец, уехал в соседний город за товаром, а я и мои подмастерья остались здесь в лавке.
- Ребята, а вы знаете кто такие купцы? (торговцы, продавцы в старину)
- Чем они занимались? (скупали и перепродавали товары)
- Правильно, мы ведем торговлю. А за чем вы в нашу лавку пожаловали? Что вас интересует? (самовар)
- Есть у нас самовары всякие разные. Подходите сюда.
- Что это такое? (самовар)
- А почему его так назвали? (потому что сам варит)
- Своим появлением самовар обязан чаю. Чай к нам был завезен из Средней Азии. Самовар появился очень давно. Ставили его не только в домах, но и в трактирах, чайных. Самовар простой, удобный нагревательный агрегат. Он символизирует тепло в доме, уют. У самовара есть – тулово, в которое наливается вода, закрывается крышкой – закрышкой. Тулово заканчивается – поддоном и четырьмя короткими ножками.
В нижней части находится кран. В самоваре находится – жаровня, в жаровню закладываются горячие угли, огонь поддерживается благодаря поддуванию воздуха и вытяжной трубе с коленом, надевавшуюся на верхнюю ее часть.
- Ребята, покажите тулово.
- А как называется крышка у самовара? (закрышка)
- Чем заканчивается тулово? (поддоном с четырьмя ножками)
- Что наливают в тулово? (воду)
- Что есть еще у самовара? (кран, ручки)
- Как разогревают самовар? (в жаровню закидываются горячие угли)
- Чем можно еще растопить самовар? (Щепки, шишки)
- Вам понравился самовар о котором я вам рассказала? Мои подмастерья тоже приготовили вам интересные рассказы о своих самоварах.
Рассказывает ребенок (на экране слайд)
Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, в 30-х г. XVII века начали выпускать чайники с ручкой.
- Вот видите ребята, какая давняя история у самовара.
- В лавке есть и другие самовары, об одном из них расскажет еще один мой помощник.
Рассказывает другой ребенок
Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то же время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, поэтому имели небольшие размеры и съемные ножки. Объем самовара был 3-8 литров, т.к. на большой части России довольно прохладно, люди выпивали по несколько чашек чая. А еще теплом самовара можно было прогреть небольшое помещение.
- Ребята, как вы думаете, почему можно было прогревать небольшое помещение с помощью самовара? (он из меди, за счет пара)
- Посмотрите, что еще есть в лавке? (посуда)
- Какая это посуда? (ложки, стаканы, чугунок, тарелки)
- Ребята, я знаю что вы знаете песню о самоваре, давайте споем, а вместо музыкальных инструментов используем домашнюю утварь.
Песня "Пых–пых самовар"
- Молодцы ребята, как вы здорово играете и поете.
- Пойдемте дальше, а что здесь у нас расскажет мой подмастерье.
Рассказывает ребенок
Посмотрите на мой самовар, он красивый, из латуни – сплав меди, у него витые ручки, ножки, кран. Самовар может создавать удивительную теплоту, добавить уюта домашним посиделкам.
При каждой лавке были мастерские, в которых чинили, украшали, расписывали изделия. Ребята, у нас случилось небольшая неприятность, нам принесли эскизы самоваров, которые хотели бы приобрести покупатели. Но мои подмастерья, все перепутали.Мне нужна ваша помощь. Нужно собрать изображение самовара и дорисовать не достающюю деталь.
- Нам принесли самовары, которые надо было починить. Но мои подмастерья не успели выполнить эту работу, вы бы не могли нам помочь?
- У нас есть эскизы самоваров, у которых не достает определенных деталей. Ваша задача дорисовать детали, которых не достает самовару и назвать их, а мои подмастерья потом починят эти самовары. (Каждому ребенку раздается раскраска с изображением самовара)
- Спасибо, ребята, вы нам очень помогли,а в знак благадарности примите от нас не большие сувениры, маленькие самоварчики. (картинки с различными самоварами)
- Вам понравилось у нас в лавке?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Приходите к нам еще, до свидания!