Конспект занятия на тему "Поздняя весна" с использованием планшета "Круги Луллия", "Логокуба"

Задачи:

  • актуализация словаря детей подготовительной группы с ТНР по теме "Поздняя весна";
  • обобщение представлений об изменениях, происходящих в живой природе поздней весной;
  • развитие синтаксической стороны речи, совершенствование звукового и слогового анализа и синтеза.

Оборудование: планшет "Круги Луллия с картинками к нему", "Логокуб, схемы ("Как одевается человек?", "Во что играют дети поздней весной?"), интерактивная игра "Артикуляционная гимнастика" (МЕРСИБО "Зву-ка-ре-ку"), запрещающие сигналы.

Ход занятия

Организационный момент

Игра "Подуй на ленты"
("Логокуб)

Логопед: Ребята, подуйте на ленточки и посмотрите, что за ними. (На картинке высоко в небе светит солнце)
- Что на картинке за ленточками? (На картинке высоко в небе солнце очень ярко светит)
- Когда солнце так светит? (Поздней весной солнце высоко над горизонтом и светит ярко)

- Какой поздней весной день и какая ночь? (День уже длинный, а ночь короткая)
- А какое небо? (Небо высокое и чаще всего голубое. По небу могут плыть белые облака, или собираются темные тучи. Поздней весной уже можем идти сильный дождь и бывает гроза)
- Язычок ваш тоже захотел посмотреть, что там на улице.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика
(с использованием интерактивной игры МЕРСИБО "Зву-ка-ре-ку")

Выглянул язычок в окошко ("Окошко") Посмотрел язычок вверх, вниз. ("Качели") Вдруг на улице закапал дождик ("Лошадка"). Потом выглянуло яркое солнышко. Язычок отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке: по широкой тропинке ("Лопатка"), по узкой тропинке("Иголочка") и слышал, как весело пели птицы: "Ку-ку-ку",- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание).

"Д-д-д",- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Все пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку ("Лопатка").

Сел язычок на пенек("Грибок) и огляделся ("Часики") На поляне расцвело много купальниц. Язычок долго любовался ими. Соберем лепестки в бутоны.

Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите "Ах!" с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха) Язычок поспешил домой к маме.

Игра "Где спрятались звуки [Л], [Л’]"
("Логокуб")

Логопед: Дети, а какие цветы поздней весной расцвели на клумбах и в лесу? (На доске картинки с цветами)
Дети: Ирисы, нарциссы, тюльпаны, ландыши, фиалки, купальницы, медуницы, незабудки.

Логопед: С этих цветов уже собирают нектар пчелы. Давайте им поможем. Пчелка собирает нектар с разных цветов. Где в слове купальница звук [Л’]?
Дети: В слове купальница звук [Л’] в середине. Пчелка собирает нектар там, где цветок в середине. Дальше дети определяют положение звуков в словах: ландыш, фиалка, тюльпан. На брюшке пчелки они перемещают "пыльцу" в коробочку "соты".

Логопед: Как вы думаете, можно ли срывать весенние цветы?
Дети: Цветы нельзя рвать, они просто завянут, а ими можно любоваться на клумбе. Еще цветы нужны пчелам, чтобы собирать нектар и пыльцу.

Логопед: Давайте поставим на доску знак того, что нельзя рвать цветы.

Игра "Деревья поздней весной"
(С использованием кругов Луллия)

Логопед: Что происходит поздней весной с деревьями? (На деревьях появились листья и цветы)
- Предлагаю вам в секторальную стрелку поместить дерево, его лист и цветок. Назовите их. (Дети, вращая круги, помещают в секторальную стрелку березу, ее сережки и лист)

- Это береза, березовые сережки, березовый лист.
- Таким же образом выполняют задания с дубом, тополем, липой, рябиной, кленом, каштаном, осиной.

- Посмотрите, на доске еще один запрещающий знак, как думаете, что он обозначает? (Он обозначает то, что нельзя ломать деревья. Их нужно охранять и беречь)

Игра "Раздели на слоги"

- Когда много цветов на земле, цветут деревья, кто летает возле них? (Появляются много насекомых)

- Давайте их назовем, поделим на слоги и расставим на пирамидке. (Дети делят на слоги слова: пчела, кузнечик, муха, шмель, бабочка, комар, муравей, божья коровка, жук. Затем размещают картинки на пирамидке "Логокуба" в соответствии с количеством слогов)

"Какая пчелка?"

Логопед: Для человека какое насекомое самое полезное? (Самое полезное для человека насекомое-это пчела. Она дает человеку мед)
- Мы разместим пчелку в центр цветка. Давайте соберем цветок красивых слов о пчеле.

- Какая она? (Дети присоединяют свой лепесток к середине цветка на "Логокубе", называя слова-признаки: полезная, трудолюбивая, летающая, жужжащая, полосатая, красивая, заботливая, быстрая, маленькая)

- Насекомые наши друзья и мы должны их охранять. Рассматриваем и обговариваем знаки: не наступать на насекомых, не трогать их руками, не ловить сачком.

Игра "Животные поздней весной"

Логопед: Что происходит в жизни животных поздней весной? (Поздней весной у животных появляются детеныши и они их кормят и учат как жить в лесу)
- На грани "Логокуба" давайте веревочками соединим самку и ее детеныша. Назовите их правильно. (медведица - медвежонок, лиса - лисята, зайчиха - зайчата, ежиха - ежата, лосиха - лосята)

- Ребята, посмотрите, какие новорожденные ежата, у них иголочки белые и мягкие. Все детеныши маленькие, беззащитные. Поэтому их нельзя трогать.
- Маленькие детеныши могут даже подойти к человеку, но самка обязательно бросится их защищать. Детенышей нельзя трогать и подходить к ним. Это опасно и для человека, и для животных.

Физминутка "Ласточки"

Ласточки летели,
Все люди глядели. (Бегут по кругу, машут руками)
Ласточки садились, (Приседают, руки опускают за спиной)

Все люди дивились.
Сели, посидели.
Взвились, полетели. (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Полетели, полетели.
Песенки запели. (Изображают полет птиц)

Игра "Птицы поздней весной"

- Уже прилетели все птицы из теплых стран. А что сейчас происходит в жизни птиц?
- Давайте с помощью молоточков с присосками выберем и переложим картинки из жизни птиц поздней весной. (На грани "Логокуба" картинки из жизни аистов: аисты вьют гнездо; аисты откладывают яйца; аисты высиживают птенцов; аисты кормят птенцов; аисты учат их летать; аисты ловят лягушек; аисты клином летят)

Дети выбирают картинки там, где аисты высиживают яйца, и аисты кормят молодых птенцов.
- Что делают птицы поздней весной? (Птицы высиживают яйца и выводят птенцов. Когда птенцы рождаются, они их кормят, заботятся о них. Птицы согревают маленьких птенчиков)

- Можно ли брать птенцов в руки, разорять гнезда? (Нет, к гнездам нельзя очень близко подходить. Птиц и их птенцов нельзя трогать)
- Поставим на доску запрещающий знак.

Игра "Во что одеваются люди весной?"

На грани "Логокуба" схема, обозначающая, во что одеваются люди поздней весной.
Дети: Люди поздней весной могут надеть брюки, рубашку, свитер. Они уже ходят без верхней одежды. Если тепло, на голову надевают кепки, панамки для защиты от яркого солнца.

Игра "Во что играют дети"

На грани "Логокуба" схема, которая показывает игры детей поздней весной.

Итог занятия

Логопед предлагает детям вспомнить чем занимались, что больше всего понравилось, высказать свои впечатления, а потом оценить работу каждого ребенка.
На грань "Логокуба" поставить солнышко с улыбкой, или грустное в зависимости от своих впечатлений от занятия.

Размер:
20.99 Kb
Скачали:
6
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса