Конспект занятия в подготовительной группе "Весна. Перелетные птицы" и мультфильм "Серая шейка"

Цель занятия: формировать у детей подготовительной группы представление о весенних изменениях в природе и жизни перелетных птиц.

Задачи:

  • расширить словарный запас по теме "Весна" и "Перелетные птицы";
  • познакомить с творчеством Мамина-Сибиряка, с музыкальными произведениями П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова;
  • воспитывать любовь к природе, доброту, сочувствие, интерес к классической музыке и литературе.

Ход занятия

Звучит аудиозапись "Голоса птиц", дети заходят в зал.

Муз. рук: Вы слышите, как красиво звучит музыка!?
- Как вы думаете, о чем нам рассказывают звуки? А вы слышите, как шумит ветер. (Звучит шум ветра)

- Давайте изобразим руками сильный ветер и легкий ветер. (Дети изображают махи руками с наклоном туловища вправо и влево – сильный ветер, и легкое покачивание рук – тихий ветерок)
- Ребята, отгадайте загадку.

Раскрывает почки в зеленые листочки
Деревья одевает, посевы поливает,
Движением полна –
Зовут ее … (весна)

Воспитатель: Правильно, это весна! Время пробуждения природы, которое все ждут с нетерпением!
- Что происходит в природе весной? (Ответы детей)

- Но самое главное чудо - это то, что весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
- Какие птицы весной прилетают? (Дети перечисляют перелетных птиц)

Муз. рук: Давайте и мы с вами изобразим перелетных птиц.

Игра "Перелетные птицы"

Упражнение на перестроение

Логопед: Весной солнце начинает ярко светить, тает снег, бегут ручейки. Но ранней весной зима еще дает о себе знать – напускает ветры, снежные метели, холод.
- Ребята, как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?

- А как вы думаете, почему они улетают из своих краев зимовать в чужие земли?
- Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой.
- Давайте и мы с вами позовем птиц закличкой.

Жаворонушки, перепелушки, птички, ласточки!
Прилетите к нам!
Весну яркую, весну красную принесите нам!

Муз. рук: Вы слышали когда-нибудь пение жаворонка? Сейчас мы послушаем пьесу из "Детского альбома" П. И. Чайковского "Песня жаворонка". (Показ иллюстраций и портрет композитора)
- Послушайте, как поет жаворонок, какая по настроению эта музыка? (Веселая, радостная, нежная)

- Правильно, музыка солнечная, светлая, жаворонок поет звонко, нежно, беззаботно и весело.
- Всегда ли жаворонок поет одинаково или настроение музыки меняется?

- Правильно, сначала музыка звучит весело. Наверное, светило солнышко и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне.
- Но вдруг солнышко скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно. Но вот опять выглянуло солнышко и грусть прошла.

- Ребята а помните мы недавно с вами смотрели мультфильм?
- Я сейчас вам зачитаю несколько строк из содержания мультфильма, а вы вспомните и скажите название. (Она одна осталась на реке и долго провожала глазами улетающий косяк)

Воспитатель: Как называется этот мультфильм? ("Серая шейка")
- А кто написал этот рассказ? (Русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк)
- Что любил писатель описывать в своих рассказах? (Писать любил описывать в сказках животных, птиц и природу)

Логопед: Ребята, давайте еще раз вспомним содержание этого мультфильма "Серая шейка". (Показ слайдов)

Иллюстрация к сказке "Серая шейка"Иллюстрация к сказке "Серая шейка"

- Почему Серая шейка осталась зимовать? (Когда Серая шейка пришла попрощаться со своим другом зайчиком, лиса перекусила ей крылышко)

- Кто помогал Серой шейке всю зиму? (Серой шейке помогал зайчик, он ей приносил бруснику)
- Какие опасности ждали Серую шейку? (Наступили холода, и каждый день приходила лиса проверяла не замерз ли лед на реке)

- А чем закончилась сказка? (Однажды лиса пришла проверить лед на реке, а Серая шейка притворилась, что еще не умеет летать и прыгнула на льдину, а лиса за ней и провалилась)
- С кем встретилась Серая шейка? (Серая шейка встретилась со своей семьей)

Муз. рук: Я предлагаю вам послушать музыку русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, который написал музыку на сюжет сказки "Снегурочка" и получилась настоящая весенняя сказка-опера.

- А весенней сказкой ее назвали потому, что действие там происходит весной. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют)
- Когда из дальних стран к нам возвращается Весна-Красна, вокруг нее поет и танцует стайка птиц. Давайте послушаем "Хор птиц" из оперы "Снегурочка".

Муз. рук: Какое настроение у этой музыки? (Веселое, радостное, солнечное)
- Правильно, музыка здесь резвая, бойкая, даже скачущая. А еще музыка в этом хоре радостная, счастливая, потому что птицы рады возвращению домой, в родные края.

- Скажите, а какой фрагмент из мультфильма, Серая шейка, можно озвучить музыкой Хор птиц"? (Когда Серая шейка увидела в небе свою семью, которая возвращалась из теплых краев)
- И когда Серая шейка встретилась со своей мамой-уткой. Давайте и мы покажем эту радость в хороводе.

Дети исполняют "Весенний хоровод"

Воспитатель: Молодцы! Хоровод получился у вас радостный, веселый. А вы, дети рады приходу весны? (Да!)
- Какие птицы весной прилетают к нам?
- А как мы с вами готовимся к встрече с птицами, которые возвращаются их теплых стран? (Мы готовим для птиц домики скворечники)

Муз. рук: Давайте, мы с вами поиграем в игру "Скворушки".

Итог занятия

- Вот так счастливо закончилась история про Серую шейку. Потому что дружба поможет преодолеть любые трудности.
- Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
- А что было для вас самым трудным?

- До свидания, ребята! (Под музыку "Птичка" (Э. Григ) дети, изображая полет птиц, выбегают из зала)

Размер:
20.06 Kb
Скачали:
0
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса