Конспект занятия в старшей группе "Ознакомление с авторской сказкой "Цветик-семицветик"

Цель занятия: ознакомление детей со сказкой Валентина Катаева "Цветик-семицветик".

Задачи:

  • познакомить детей с разновидностями сказок: авторская, народная;
  • дать научные сведения о природном явлении – радуге;
  • закрепить прямой и обратный счет, знание дней недели;
  • упражнять в вырезании округлых форм из прямоугольных.

Материалы: лепестки 7 цветов радуги на каждого ребенка, круги с изображением цифр до 7, иллюстрация радуги, гномики 7 цветов, материал для аппликации.

Ход занятия

Психогимнастика "Добрые пожелания"

Воспитатель предлагает передать по кругу волшебный лепесток и сказать друг другу доброе пожелание, например: "Я желаю тебе никогда не болеть".

Оргмомент

Воспитатель спрашивает, кто написал сказку "Репка" ("Колобок", "Курочка Ряба"). Говорит, что у этих сказок нет автора и в то же время много авторов.

- Эти народные сказки сочинялись и передавались из "уст в уста" (т.е. "изо рта в рот", значит, рассказывались устно) и каждый новый рассказчик добавлял что-то свое, пока сказка не дошла до нас.

- Но есть сказки, у которых точно есть один автор. Одну такую сказку написал писатель Валентин Катаев. И в ней говорится о таких лепестках цветов (показывает лепесток)

- Кто знает, как называется эта сказка? ("Цветик – семицветик")

Ритуал входа в сказку

Воспитатель предлагает вспомнить слова Жени из этой сказки и произнести их, чтобы попасть в сказку. (при этом бросает лепесток)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались в сказке!

Повторение содержания сказки

Воспитатель предлагает вспомнить содержание сказки, предлагая детям по очереди ответить на вопросы:

- О ком эта сказка? (Ответы детей)
- Что было в начале сказки?

- Что случилось потом?
- Чем закончилась сказка?

Во время рассказа одного ребенка воспитатель нацеливает остальных на внимательное слушание. После его рассказа предлагает другим детям по желанию дополнить или исправить ответ.

Ознакомление с природным явлением - радугой

Воспитатель спрашивает, почему сказка называется "Цветик – семицветик". Что еще в природе может быть 7-цветным? Если дети не догадались, можно загадать загадку: Разноцветное коромысло над землею повисло.

Далее воспитатель рассказывает о радуге (по материалам "Я познаю мир. География". с. 103) или предлагает одаренному ребенку прочитать статью самостоятельно и затем пересказать остальным детям.

- Огромная в полнеба дуга 7 цветов - от красного до зеленого – одно из самых красивых явлений природы. Люди давно задумались над происхождением радуги.
- Если на пути белого цвета поставить призму из стекла (показать при возможности), то вместо белого можно увидеть все цвета радуги.

- Полоса цветов называется спектр. А чтобы запомнить их по порядку, можно пользоваться шутливой фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

- Начальные буквы слов в ней соответствуют первым буквам цветов радуги. Радуга появляется после дождя, когда воздух насыщен множеством водяных капелек.
- Если стать спиной к солнцу, лицом к дождю, то тогда и можно увидеть радугу.

Дидактическая игра "Рисуем радугу"

Воспитатель предлагает вспомнить шутку для запоминания цветов радуги и нарисовать по схеме радугу, подписывая первой буквой каждый цвет.

РадугаРадуга

Обсуждение сказки

Воспитатель задает вопросы по сказке.

- Как цветик - семицветик попал к девочке Жене?
- Что сказала ей старушка?
- Каким было первое желание Жени?

- Как вы думаете, нужно ли было тратить лепесток на то, чтобы попасть домой? Как бы вы поступили в этом случае?
- Сколько баранок было у девочки Жени?

Дидактическая игра "Сосчитай баранки"

Воспитатель предлагает детям распределиться на пары и сосчитать баранки, нарисованные на карточке. Один ребенок ведет прямой, другой – обратный счет до 10.

Воспитатель продолжает задавать вопросы по сказке В. Катаева "Цветик – семицветик".

- Каким было второе желание Жени?
- Почему девочка обманула маму?
- Как вы думаете, обдуманным ли было желание попасть на Северный полюс? (девочка легко одета, без необходимых принадлежностей)

- Кого увидела Женя на Северном полюсе? Сколько было медведей? (7)
- Где еще в жизни встречается цифра 7? (дни недели)

Дидактическая игра "Дни недели"

Воспитатель показывает детям карточки цветов радуги, с написанными на них названиями дней недели. Просит детей выложить их по порядку и назвать.

- Каким было следующее желание? Нужно ли было тратить лепесток на такое количество игрушек?
- Что хотела заказать Женя на последний лепесток? (конфеты, велосипед)
- На что она его потратила в действительности?

- Почему изменила свое решение?
- Какое чувство испытывала Женя по отношению к мальчику? (жалость, сопереживание…)

Дидактическая игра "Оцени поступки"

Воспитатель спрашивает, разумно ли Женя потратила лепестки? Просит подумать, оценить ее поступки, а потом положить на левый поднос столько фишек, сколько разумных применений лепесткам нашла девочка (1), а в правый – сколько неразумных (6).

Делает вывод с помощью детей:
"Жене пришлось учиться на собственных ошибках. Она впустую потратила 6 лепестков, прежде чем нашла разумное применение волшебной силе и помогла мальчику". Спрашивает еще раз детей, чему научила нас эта сказка.

Ритуал выхода из сказки

Воспитатель предлагает еще раз вспомнить слова Жени из этой сказки и произнести их, чтобы вернуться в группу:

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались в группе!

Продуктивная деятельность: Аппликация "Цветик - семицветик"

Воспитатель предлагает на память изготовить самим цветик - семицветик, который будет напоминать о порядке дней недели, цветах радуги и хороших поступках.

Аппликация

На готовых лепестках дети подписывают первую букву названия дня недели по порядку следования цветов радуги.

Размер:
37.76 Kb
Скачали:
5
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса