Цель занятия: ознакомление детей со сказкой Валентина Катаева "Цветик-семицветик".
Задачи:
Материалы: лепестки 7 цветов радуги на каждого ребенка, круги с изображением цифр до 7, иллюстрация радуги, гномики 7 цветов, материал для аппликации.
Воспитатель предлагает передать по кругу волшебный лепесток и сказать друг другу доброе пожелание, например: "Я желаю тебе никогда не болеть".
Воспитатель спрашивает, кто написал сказку "Репка" ("Колобок", "Курочка Ряба"). Говорит, что у этих сказок нет автора и в то же время много авторов.
- Эти народные сказки сочинялись и передавались из "уст в уста" (т.е. "изо рта в рот", значит, рассказывались устно) и каждый новый рассказчик добавлял что-то свое, пока сказка не дошла до нас.
- Но есть сказки, у которых точно есть один автор. Одну такую сказку написал писатель Валентин Катаев. И в ней говорится о таких лепестках цветов (показывает лепесток)
- Кто знает, как называется эта сказка? ("Цветик – семицветик")
Воспитатель предлагает вспомнить слова Жени из этой сказки и произнести их, чтобы попасть в сказку. (при этом бросает лепесток)
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались в сказке!
Воспитатель предлагает вспомнить содержание сказки, предлагая детям по очереди ответить на вопросы:
- О ком эта сказка? (Ответы детей)
- Что было в начале сказки?
- Что случилось потом?
- Чем закончилась сказка?
Во время рассказа одного ребенка воспитатель нацеливает остальных на внимательное слушание. После его рассказа предлагает другим детям по желанию дополнить или исправить ответ.
Воспитатель спрашивает, почему сказка называется "Цветик – семицветик". Что еще в природе может быть 7-цветным? Если дети не догадались, можно загадать загадку: Разноцветное коромысло над землею повисло.
Далее воспитатель рассказывает о радуге (по материалам "Я познаю мир. География". с. 103) или предлагает одаренному ребенку прочитать статью самостоятельно и затем пересказать остальным детям.
- Огромная в полнеба дуга 7 цветов - от красного до зеленого – одно из самых красивых явлений природы. Люди давно задумались над происхождением радуги.
- Если на пути белого цвета поставить призму из стекла (показать при возможности), то вместо белого можно увидеть все цвета радуги.
- Полоса цветов называется спектр. А чтобы запомнить их по порядку, можно пользоваться шутливой фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
- Начальные буквы слов в ней соответствуют первым буквам цветов радуги. Радуга появляется после дождя, когда воздух насыщен множеством водяных капелек.
- Если стать спиной к солнцу, лицом к дождю, то тогда и можно увидеть радугу.
Воспитатель предлагает вспомнить шутку для запоминания цветов радуги и нарисовать по схеме радугу, подписывая первой буквой каждый цвет.
Воспитатель задает вопросы по сказке.
- Как цветик - семицветик попал к девочке Жене?
- Что сказала ей старушка?
- Каким было первое желание Жени?
- Как вы думаете, нужно ли было тратить лепесток на то, чтобы попасть домой? Как бы вы поступили в этом случае?
- Сколько баранок было у девочки Жени?
Воспитатель предлагает детям распределиться на пары и сосчитать баранки, нарисованные на карточке. Один ребенок ведет прямой, другой – обратный счет до 10.
Воспитатель продолжает задавать вопросы по сказке В. Катаева "Цветик – семицветик".
- Каким было второе желание Жени?
- Почему девочка обманула маму?
- Как вы думаете, обдуманным ли было желание попасть на Северный полюс? (девочка легко одета, без необходимых принадлежностей)
- Кого увидела Женя на Северном полюсе? Сколько было медведей? (7)
- Где еще в жизни встречается цифра 7? (дни недели)
Воспитатель показывает детям карточки цветов радуги, с написанными на них названиями дней недели. Просит детей выложить их по порядку и назвать.
- Каким было следующее желание? Нужно ли было тратить лепесток на такое количество игрушек?
- Что хотела заказать Женя на последний лепесток? (конфеты, велосипед)
- На что она его потратила в действительности?
- Почему изменила свое решение?
- Какое чувство испытывала Женя по отношению к мальчику? (жалость, сопереживание…)
Воспитатель спрашивает, разумно ли Женя потратила лепестки? Просит подумать, оценить ее поступки, а потом положить на левый поднос столько фишек, сколько разумных применений лепесткам нашла девочка (1), а в правый – сколько неразумных (6).
Делает вывод с помощью детей:
"Жене пришлось учиться на собственных ошибках. Она впустую потратила 6 лепестков, прежде чем нашла разумное применение волшебной силе и помогла мальчику". Спрашивает еще раз детей, чему научила нас эта сказка.
Ритуал выхода из сказки
Воспитатель предлагает еще раз вспомнить слова Жени из этой сказки и произнести их, чтобы вернуться в группу:
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались в группе!
Воспитатель предлагает на память изготовить самим цветик - семицветик, который будет напоминать о порядке дней недели, цветах радуги и хороших поступках.
На готовых лепестках дети подписывают первую букву названия дня недели по порядку следования цветов радуги.