Цель занятия: расширять представления детей старшего дошкольного возраста об образе жизни животных в условиях севера.
Задачи:
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик", заучивание стихотворений.
Оборудование: презентация с изображением животных севера, глобус, тазики с водой, детский крем, полотенца.
У воспитателя в руках глобус. Дети рассматривают модель Земли.
Воспитатель: А что такое глобус?
Глобус – это точная модель (изображение) земного шара, только уменьшенная во много раз
- Какого цвета на глобусе больше всего? (синего)
- Как вы думаете, что обозначено этим цветом? (вода - моря, океаны)
- Правильно, большая часть Земли покрыта водой – это моря, океаны.
- Какие еще цвета есть на глобусе? (зеленый, коричневый, желтый)
- Правильно суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни.
- Посмотрите, а на противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика – на севере.
- Хотели бы вы отправиться туда в путешествие на Южный и Северный полюса? (да)
Там деревьям не растется,
Там и речкам не течется,
Лишь косматая пурга
Кружит белые снега.
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут потом вдали
Ледяные корабли…
Работа со словом "айсберг"
Воспитатель: Отправится в путешествие нам поможет Цветик-семицветик. Сначала мы побываем на Северном полюсе. (смотрим на глобусе)
- По-другому еще можно назвать Северный полюс Арктикой или ледяной пустыней.
Воспитатель отрывает лепесток от цветочка и вместе с детьми произносит слова:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Хотим на северный полюс.
- В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день.
- А бывает еще полярная ночь. Полярной ночью называется период, во время которого Солнце не поднимается из-за горизонта более суток.
Презентация "Какие животные живут на северном полюсе?"
Белые медведи, северный олень, тюлени, моржи, песец: рассматривают фото животных, беседуют о внешнем виде и образе жизни в условиях Севера.
- Белый медведь живет только в Арктике.
- Как вы думаете, бурый мишка сможет жить на северном полюсе? (ответы детей)
- Давайте мы с вами вспомним, что знаем о белом и буром медведе.
Северный олень - домашнее животное. У него густая и волнистая шерсть. Благодаря широким копытам, олень не проваливается в снегу. Он долго бегает и не устает. Люди используют оленей, как транспорт. Из шкур шьют теплые шубы. Жир используют, как крем для лица и рук.
Песец - полярная лиса. У песца длинный, густой, красивый мех. Песец - хищник, питается мелкими северными грызунами. (леммингами)
Морж - огромное животное. На суше морж неуклюжий, а в воде хорошо плавает и ныряет. У моржа есть клыки (бивни), которыми он разрывает дно в поисках моллюсков. Зимой и летом моржи любят лежать на льдинах и греться на солнышке.
Тюлени проводят больше времени в воде. Толстый слой подкожного жира помогает моржам и тюленям справляться с северными морозами. Питается тюлень рыбой. Главный враг тюленя - белый медведь.
- В Арктике бывает очень завораживающее, очень красивое, необычное природное явление – это Северное сияние.
- Оно появляется, когда на Солнце происходят взрывы. И тогда к Земле устремляются заряженные энергией частицы.
- Достигая нашей атмосферы, частицы сталкиваются с разряженными частицами газов – азота и кислорода, и происходит свечение.
Музыкальная физкультминутка "Моржи"
Воспитатель: Ребята, нам нужно отправлять дальше. (Дети отрывают лепесток и отправляются на Южный полюс)
Ребенок рассказывает стихотворение "Антарктида"
- На Антарктиде живут удивительные птицы - пингвины. Они не летают, но очень хорошо плавают и ныряют. Так же как и в Арктике здесь живут разные тюлени и киты.
- На Южном полюсе слишком холодно. Но моржи и тюлени, вылезая из воды, не покрываются льдом, ведь они мокрые, а на сильном морозе вода превращается в лед.
- Как вы думаете, почему?
- Чтобы понять, как животные приспособились к таким условиям, проделаем опыт.
Опыт
- В емкость с водой опускаем руку и тут же вынимаем ее из воды. Что произошло?
- Рука мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда.
- Далее вытираем тщательно руки и смазываем их жирным детским кремом. Снова опускаем руку в воду и вынимаем ее. Что теперь заметили? Вода собралась каплями.
- Аккуратно стряхнули капли с руки. Что, получилось, попробуйте объяснить.
- Также и у животных севера: тело покрыто жирной смазкой, которая не дает воде пропитать шерсть, вода стекает, не успев замерзнуть.
Воспитатель: Ребята, а теперь ребята пришло время возвращаться назад в детский сад. (дети отрывают лепесток у цветика-самоцветика и возвращаются)