Цель: формирование интереса и воспитание любви к чтению в процессе ознакомления с произведением В. Осеевой "Просто старушка"
Задачи:
Предварительная работа: беседа "Хорошие, плохие поступки".
Оборудование: книга, иллюстрации к рассказу.
Дети находятся на ковре. Воспитатель эмоционально стимулирует детей.
- Ребята, давайте встанем все в круг и улыбнемся друг другу.
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля!
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
- Посмотрите, что я нашла у себя дома. Что это? (книга)
- Да, ребята, это книга. Я очень люблю путешествовать по книгам. А вы когда-нибудь путешествовали по книге? (ответы детей)
- Хорошо. Тогда может, сейчас отправимся в путешествие по книге? (да)
- Замечательно! Ребята, но чтобы попасть в книгу нужно сказать волшебные слова.
- Послушайте внимательно, а за тем повторите. "Вокруг себя ты покружись и в книге очутись!"
- А теперь давайте скажем все вместе! "Вокруг себя ты покружись и в книге очутись!".
- Вот мы с вами и оказались в книге, посмотрите, в книге есть закладка. Давайте отправимся туда.
- Ребята, сейчас по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий.
- Поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:
Рыба – карась
Птица – галка
Зверь – лиса
Цветок – гвоздика
Ягода – малина
Дерево – клен
Одежда – куртка
Мебель – кровать
Посуда – кастрюля
Овощи – капуста
Фрукты – груша
- Молодцы!
Дети находятся на ковре.
- Мы с вами очутились в рассказе Валентины Осеевой "Просто старушка".
- Этот рассказ мне очень нравится с самого детства. Помню, как моя мама читала мне его перед сном, и мне хотелось слушать его много раз.
- Рассказ был небольшой, но такой интересный.
- Этот рассказ о том, как мальчик помог незнакомой бабушке.
- Валентина Александровна Осеева (1902–1969) - писатель, автор многочисленных рассказов, повестей, романов и стихотворений для детей. Все сказки и рассказы Осеевой о детях, об их проблемах и решениях. Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости.
Дети находятся на ковре.
- Ребята, я предлагаю сейчас прочитать этот рассказ, вы согласны? (да)
- Замечательно. Давайте сядем на стульчики, ножки вместе, спинки держим прямо.
- Слушайте внимательно. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой "Просто старушка", показывает иллюстрации)
Дети сидят на стульчиках.
- Ребята, в рассказе нам встретились незнакомые слова. "Портфель" - это такая сумка с застежкой, посмотрите.
- А еще нам встретилось такое слова, как "бросился", послушайте: "Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке". Бросился обозначает быстро побежал.
- Какое настроение у вас вызвал этот рассказ? Почему?
- А какое время года изображено в рассказе? (зима)
- Верно. А как вы это поняли? (было скользко)
- Молодцы. Ребята, что случилось со старушкой? (она поскользнулась и упала)
- Я с вами согласна. А кто побежал помогать старушке? (мальчик)
- Верно. Ребята, а кем эта женщина была для мальчика? (никем, "Просто старушка")
- Молодцы. Послушайте, как мальчик это говорил: "Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!".
- Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил мальчик, когда побежал помогать старушке? (да)
- А почему?
- Я с вами согласна. Помогать нужно всем, кто в этом нуждается, а доброту и отзывчивость нужно проявлять даже к незнакомым людям. Ребята, а как вы думаете, почему девочка так удивилась, когда мальчик помог незнакомой старушке?
- Я с вами согласна. Видимо девочка не привыкла, что нужно помогать не только родным или близким людям. Ребята, а чему нас учит этот рассказ? (помогать людям)
- Я с вами согласна. Рассказ учит нас быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к людям, помогать им.
Дети сидят на стульчиках.
- Ребята, я предлагаю вам немного поиграть, вы согласны? (да)
- Замечательно. Давайте пройдем на ковер. Повторяйте движения за мной.
Мы ногами топ-топ, (2 раз топнуть)
Мы руками хлоп-хлоп, (2 хлопка)
Мы глазами миг-миг, (2 раза моргнуть)
Мы плечами чик-чик, (2 раза поднять - отпустить плечи)
Раз – сюда, два – туда, (наклоны в стороны)
Повернись вокруг себя. (поворот вокруг себя)
Раз – присели, два – привстали, (приседания)
Руки кверху все подняли. (руки вверх)
Сели – встали, сели – встали, (приседания)
И на месте пошагали. (шаг на месте)
- Молодцы!
Дети находятся на ковре.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру, вы согласны? (да)
- Замечательно! Давайте подойдем к столу.
- Посмотрите, на столе лежат разрезанные картинки, вам нужно собрать их, рассказать, кто получился и каким он был в рассказе. Все поняли правила игры? (да)
- Здорово, давайте начинать!
- Кирилл, кто у тебя получился? (девочка)
- Отлично! А какой она была в рассказе?
- Стеша, а кто у тебя получился? (мальчик)
- Верно. А каким он был в рассказе?
- Молодец! Вова, а кто у тебя получился? (старушка)
- Правильно. А какой она была в рассказе?
- Молодцы, ребята!
Дети находятся около столов. Воспитатель задает вопросы, обсуждает их с детьми.
- Ребята, вы такие молодцы, вы внимательно слушали рассказ, отвечали на вопросы. Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте пройдем на ковер.
- А теперь встанем в круг и произнесем волшебные слова: "Вокруг себя ты покружись и в группе очутись".
- Вот мы и в группе. Ребята, вам понравилось сегодня наше путешествие? (да)
- А что вам больше всего запомнилось?
- Ребята, вы были замечательными слушателями, я благодарю вас за это.
- Какой из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?
- Ребята, скажите, чему учит нас эта сказка?
- Молодцы, ребята!
Дети находятся на ковре.
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать героя, который вам запомнился больше всего.
- Может быть, это был добрый и отзывчивый мальчик или наоборот девочка, а может бабушка.
- А потом мы с вами посмотрим, кто каких героев нарисовал. Вы согласны? (да)
- Замечательно. Занятие окончено.