Конспект занятия по речевому развитию на тему Ю. Коваль "Дед, Баба и Алеша"

Цель занятия:

  • создание условий для понимания детьми подготовительной группы добрых взаимоотношенияй между членами семьи в процессе ознакомления с рассказом Ю. Коваль "Дед, баба и Алеша";
  • закрепление последовательности событий рассказа в процессе дидактической игры "Подарок для Алеши".

Задачи:

  • уточнить понятие "семья"; подвести детей к пониманию переменчивости желаний Алеши, отношения дедушки и бабушки к внуку.
  • развивать у детей мышление, память, совершенствовать связную речь в процессе беседы по содержанию рассказа.
  • воспитывать у детей любовь к семье, уважение к старшим.

Ход занятия

Здравствуйте ребята!
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнемся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
И друг другу: "Привет!"

- Присаживайтесь.
- Ребята, отгадайте загадку:

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре "семь" добавлю "я" -
Что получится? (Семья)

- Скажите, а что такое семья? Семья - самые родные и близкие люди, это мама, папа, дедушки и бабушки. Это люди, которые о вас заботятся, вас любят. Ребята, а вы любите свою семью? А как вы думаете, на кого вы похожи?

- Я знаю историю про одного мальчика, который хотел бы быть похожим на бабушку и на дедушку. Хотите узнать, что же это за история?
- Сегодня я вам прочитаю интересный рассказ "Дед, баба и Алеша", которую сочинил Юрий Коваль. (показ портрета)

Юрий Коваль (1938-1995) детский писательЮрий Коваль (1938-1995) детский писатель

- Он жил сто лет тому назад. Ю.Коваль любил детей и писал для них рассказы и сказки. В рассказе "Дед, баба и Алеша" говорится о том, как дедушка и бабушка спорили о том, на кого похож их внук Алеша.

- Мне этот рассказ нравится, потому что он напомнил мне моего дедушку и бабушку, которые тоже спорили, на кого из них похожа я, но я с уважением относилась и к дедушке, и к бабушке и разрешила их спор, сказав, что похожа на них двоих.
- Ребята, а нужно ли уважать старших? Почему вы так думаете?

- Сейчас мы с вами и узнаем. Сели удобно и слушаем внимательно.
- Ю. Коваль, рассказ "Дед, баба и Алеша". (Чтение сказки)
- Ребята, вам понравился рассказ?

- Кто его написал?
- О ком этот рассказ?
- О чем спорили дедушка и бабушка?
- Почему Алеша хочет быть похожим и на бабушку и на дедушку? (он их уважает)

- Как Алеша относится к дедушке и к бабушке? (с уважением)
- Правильно. Ребята, в рассказе встретилось слово "щиплют стожки", как вы думаете, что оно означает?

- Стожки - это большое количество сена, сухой травы.
- А сейчас немного отдохнем, встаем

Физминутка "Бабушка"

Устала наша бабушка, (стоят в кругу)
Присела на порог: (приседают)
"Куда пропал, куда пропал, (берется за голову, раскачивают из стороны в сторону)
Куда пропал внучок?"

Подумала, поохала,
Потом тихонько встала, (встают)
Пошла вокруг да около (идут по кругу)
Искать внучка сначала.

- Молодцы, присаживайтесь.
- Ребята, мы прочитали рассказ "Дед, баба и Алеша" и выяснили, что бабушка и дедушка хотели, чтобы их внук был похож на них. Я подобрала пословицу "У всякого свое желание", как вы думаете, что она означает?

- Правильно! Эта пословица означает, что у каждого человека свое желание, но к сожалению не все желания можно выполнить. Но Алеша выполнил. Вспомните, как Алеша поступил, чтобы не обидеть своих близких?
- А сейчас мы с вами поиграем в игру "Подарок для Алеши"

- Молодцы! А сейчас дадим нашим глазкам отдохнуть. (Гимнастика для глаз)
- А теперь я предлагаю поиграть в другую игру, "Закончи предложение". Я буду говорить начало предложения, а вы конец"

Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось?
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Кто написал рассказ?
- Как бы вы разрешили этот спор?
- Чему вас научил рассказ "Дед, баба и Алеша"?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!