Цель:
Задачи:
Оборудование: стихотворения, предложения, произносимые с различными типами интонации, сигнальные карточки, листы бумаги, карандаш, картинка "улей".
Организационный момент
Объяснение цели занятия, напоминание правил дисциплины. В ходе занятий логопед просит детей вспомнить, какие типы коммуникативных высказываний мы изучили, как они обозначаются и как выражаются.
Развитие фонационного дыхания
Логопед: Ребята, сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У и медленно опускает руку)
- А теперь вместе.
- Давайте спросим, волшебное слово "Как дела?" (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У? с вопросительной интонацией. Ряд гласных аналогично пропевается и с другими интонациями)
Катушка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
Лошадка
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Маляр
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
Сердитый лев
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
"Подними сигнал"
Логопед предлагает детям прослушать предложения, и после каждого предложения сигнализировать поднятием карточки с соответствующим знаком.
Какой прекрасный день! Светит солнце! Дети гуляют во дворе. Как весело играть в футбол!
Дети едут на дачу? Они будут жить у бабушки Маши?
Внучата помогут ей сушить сено! Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу.
Вот и настали теплые деньки! Ребята по тропке идут к реке.
Там шумно и весело! Малыши играют в песке? Они строят большой дом.
Детям предлагается на листе бумаги рисовать графическое обозначение высказываний, после прослушивания.
Все небо в тучах! Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи? Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи! На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло! В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает? Маленькая Надя слушает! Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки?
Игра "Перевоплощение"
Дети делятся на команды "знаки препинания", логопед читает строчки стиха с разной интонацией, каждая команда после того как услышит свою интонацию - начинает танцевать.
Кто умеет утром сам просыпаться по часам?
Я умею по часам просыпаться утром сам.
Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?
Я умею на кроватке простыню расправить гладко!
Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?
Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.
Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею!
Пальчиковая гимнастика "Улей"
Это что за чудо-дом? (Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица, с интересом рассматривает свой кулачок)
Чудо дом-кубышка?
Кто живет там? Мышка?
Что вы, что вы!
Нет, нет, нет!
Живут в доме только пчелы! (Возмущенно машет руками, трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел)
Пчелы там летают, (Скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит)
Детей своих считают.
Один, два, три, четыре, пять. (Разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца
Мы не будем им мешать.
Пчелки мед соберут… (Заводит обе руки за спину)
И (имя ребенка) принесут. (Указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика)
Игра "Обезьянки"
Ведущий предлагает детям поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Все "превращаются" в обезьянок.
Кто-то один (сначала это ведущий, а затем все дети по очереди) становится водящим - начинает кривляться, а все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется кривлянье телом, голосом, дыханием.
- Дети, что вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии? (Ответы детей)
- Все молодцы! Спасибо за занятие!