Конспект НОД по формированию фонематического восприятия "Зима. Зимние месяцы"

Цель занятия: обогащение и активизация словаря детей по теме "Зима" и "Зимние месяцы".

Задачи:

  • совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Оборудование: зеркала, фланелеграф, мяч, тематические изображения, ноутбук, презентация по теме "Зима. Зимние месяцы", карандаши, листы для индивидуальной работы.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра,
И прогонят со двора.

- О каком времени года эта загадка? (О зиме)
- Говорить сегодня мы с вами будем о зиме и зимних месяцах.

- Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег , мороз, гололед, холод, метель, вьюга, пурга, пороша, лед, иней, сугробы, снежинки)
- Молодцы ребята!

Основная часть

Упражнение "Окошко"

Окошко открывается и закрывается (спокойное открывание и закрывание рта)
Широко открыть рот - "жарко",
закрыть рот - "холодно".
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
"Что он скачет взад в перед?"
Удивляется народ.

Упражнение "Улыбка"

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета "пять", затем вернуть губы в исходное положение.

Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей.
Хоть завязочки пришей.

Упражнение "Заборчик"

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубки.

Из зубов заборчик строй
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.

Упражнение "Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

Поперек улыбки лег -
Отдыхает язычок.

Упражнение "Часики"

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

Тик–так, тик–так.
Ходит маятник вот так!

Упражнение "Качели"

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу.

Выше дуба, выше ели,
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком качать "качели"?

Упражнение "Горка"

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка "горочкой".

Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки в низ!

Упражнение "Лошадка на санях детей катает"

Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и "прыгал" только язык.

Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.

Упражнение "Чашечка"

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнутые в виде чашечки. Удерживать в таком положении под счет до "пяти", а потом и до "десяти".

Язычок наш поумнел,
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить
И с конфетою попить.

Упражнение "Саночки"

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед - назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

На деревья, на лужок.
Выпал беленький снежок.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.

Упражнение "Мороз трещит"

ЩЩЩЩЩ - тихо, громко.

Упражнение "Вьюга завывает"

УУУУУУУ - громко, тихо

Упражнение "Ветер свистит"

СССССС - тихо, громко.

Упражнение на дыхание "Снег идет"

И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1 - плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить "Ш-ш-ш!" (Повторить 3-4 раза)

Опрос детей по картинкам в ноутбуке и на фланелеграфе
Логопед: Ребята, а что вы еще знаете о зиме?
- Скажите, какая погода может быть зимой? (логопед предлагает варианты)

- Если на улице идет снег, то погода какая? (снежная)
- Если метет метель, то погода какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студеная)

Повторение названий зимних месяцев

Логопед: предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения "Двенадцать месяцев". Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.
Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь,

Месяц с именем январь.
Белой вьюги вьется шаль,
Весь в снегу пришел февраль.

Вопросы и задания:

- Что происходит с природой в декабре?
- Почему говорят, что январь начинает календарь?

- Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?
- Назови первый (второй, третий) зимний месяц.
- Перечисли зимние месяцы по порядку.

- Ребята, давайте с играем в игру

Игра "Какой? Какая? Какое?"

Цель: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Ход игры: логопед выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-признаки.

  • Зима какая? (холодная, снежная, морозная, теплая)
  • Снег какой? (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий)
  • День какой? (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный)
  • Ночь какая? (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная)
  • Лед какой? (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий)
  • Сосулька какая? (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая)

Физкультминутка

Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок)

Наконец пришла зима, (Разводят руки в стороны)
Стали белыми дома. (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (Двигают руками вверх вниз)
Дворник улицы метет. (Иммитируют, как дворник подметает)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги. (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Иммитируют бег на лыжах с палками)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Дидактическая игра "Подбери слова"

Логопед: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

  • Мороз что делает? (трещит, щиплет, кусает, морозит…)
  • Метель что делает? (вьется, бушует, воет, метет…)
  • Снег что делает? (идет, летит, падает, кружится, блестит…)
  • Дети что делают? (гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются)

Пальчиковая гимнастика "Зимняя шуба"

Снег пойдет и перестанет,
Незаметно он растает. (Дети делают волнообразные движения руками)
Шубу белую зима,
Примеряет всем сама (Отводят одну руку вправо, другую влево)

Шубу – зайцу беляку,
Шубу лесу и лужку,
Шуба – Лене и Николке,
Шуба – дубу в чистом поле,

Шуба – тополю и вязу. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
Я уже в сугробе вязну. (Похлопывают обеими руками по плечам)
Но у всех такая шуба,
Что носить всю зиму любо! (Высоко поднимаем колени)

Логопед: Пришло время поиграть в мяч.

Игра "Назови ласково"

Цель: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры: проводится с мячом. Логопед бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребенок возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, т.е. называет предмет или явление ласково.

Слова: снег (снежок), снеговик (снеговичок), ветер (ветерок), зима (зимушка), лед (ледок), мороз (морозец), холод (холодок), метель (метелица), санки (саночки), горка (горочка), сосулька (сосулечка).

Итог занятия

- А сейчас я вам предлагаю каждому нарисовать снеговика, символа Нового года и зимы. (Дети рисуют и раскрашивают снеговиков, готовые работы крепят на доску)
- Сегодня Вы хорошо поработали, многое узнали и повторили. Спасибо, наше занятие окончено.

Размер:
30.8 Kb
Скачали:
3