Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром "Зимушки – зима"

Программное содержание:

  • закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих в наших краях птицах;
  • научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки;
  • научить детей составлять аппликацию в виде птицы;
  • развивать мелкую моторику пальцев.

Ход занятия

Организационный момент

Дети встаньте дружно в круг
Ты мой друг, и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (Дети встают в круг)

Звучит фонограмма "Звуки метели и вьюги".

Воспитатель: Дети, что за звуки вы слышите? (Ветер, метель, вьюга)
- Правильно, это звуки метели и вьюги. Как вы думаете, в какое время года мы можем слышать такие звуки? (Зимой)

Игра "Зимние слова"

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
Воспитатель: Снежинка, мороз, Новый год, жара, санки, стрекоза, лед, рукавички, одуванчик, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, дождь, загорать, снегопад, лыжи, самокат, санки, метель, трава, снег, цветы, муравей.

- Молодцы, ребята, все были очень внимательны.
- Какое время года сейчас на улице? (Зима)
- Правильно. О зиме написано много стихотворений и песен. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Детям предлагается рассказать стихи. По желанию, 2-3 человека)

- А я знаю такое стихотворение о зиме. Послушайте, пожалуйста.

Заискрилась зимушка
Снежным серебром.
Красотой украсила
Двор наш за окном.

Выгляну на улицу,
Снег рукой словлю.
И скажу я зимушке,
Что ее люблю!

Звучит волшебная музыка и вдруг гаснет свет и открывается окно. Появляется "Зима".
Зима: Здравствуйте! Я слышала, вы меня звали. Как вы поняли, что я к вам пришла, пришла Зима?
Воспитатель: Что вы можете рассказать ребята о зиме? Какая она? (белая, холодная, морозная)

- Зимой холодно, морозно, дует холодный ветер, солнышко реже светит и почти не греет, дни стали короче, а ночи длиннее, деревья сбросили листву, дует ветер холодный, падает снег, земля покрылась снегом - трава исчезла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг.
Зима: Давайте, чтобы не замерзнуть зимой немного подвигаемся.

Физкультминутка

Мы на улицу выходим (ходьба друг за другом)
И по снегу ходим, ходим
Снег мы в руки набираем
И комочки покатаем. (наклоны, имитация скатывания снежных комочков)

Мы комочки покатали, (выпрямились, руки в стороны)
И они большими стали.
Снеговик уже подрос, (руки вверх, показывают нос)

У него морковкой нос.
Снеговик нас подожди, (ходьба на месте)
Нам домой пора идти.

Зима: Какие молодцы! А вы знаете, что зимой часто идет снег? (да)
- Посмотрите на земле лежат волшебные снежинки, поднимите их.

На них написаны загадки, которые дети должны отгадать.

Зима: Отгадаем загадки? (да!)

Зима зачитывает детям загадки:

Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути… (снег)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз)

Словно белая звезда
Из серебренного льда,
Кружится, летает,
На ладошке тает… (снежинка)

Рыбам, зиму жить тепло:
Крыша, толстое стекло… (лед)

Белый толстый озорник
Носик - острая морковка
От тепла растает в миг
Наш веселый… (снеговик)

Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает? (зимой)

Зима: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы его послушайте и скажите о чем оно?

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело. (о снеге)

- Скажите, что такое снег? (много снежинок)
- Что можно сказать о снеге? Какой снег? (белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, блестящий, мягкий)
- Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад. Давайте повторим это красивое слово: снегопад.

Зима предлагает сыграть в игру.

Дидактическая игра "Назови ласково"

  • Зима - ... (зимушка)
  • Снежинка - ... (снежиночка)
  • Горка - ... (горочка)
  • Снеговик - ... (снеговичок)
  • Санки - ... (саночки)
  • Ком - ... (комочек)
  • Снег - ... (снежок)

Дидактическая игра "Продолжи предложение"

- На поселке, на лужок выпал беленький … (снежок)
- Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
- Словно в белый пуховик нарядился ... (снеговик)

- Рядом - снежная фигурка, это девочка - … (снегурка)
- С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки)
- Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег)

Музыкальный перерыв

Детям предлагается выбрать снежинку и исполнить вместе с Зимой "Танец снежинок".

Звучит крик Вороны. Прилетает ворона и садится на пенек.
Ворона: Кар, кар… кружатся тут они танцуют, веселятся…
Воспитатель: Простите, а вы кто?

Ворона: Я-то? Не узнали что ли? (ответы детей)
- Правильно, я ворона!
Воспитатель: А почему вы так возмущаетесь, что наши ребята танцуют и веселятся?

Ворона: Да потому что, мы птицы, которые остались зимовать, нам надо что-то кушать, чем-то питаться.
Воспитатель: Ребята и, правда ведь перелетные птицы улетели на юг. Почему?

- А как называются птицы, которые остались зимовать? (зимующие)
- Назовите их. (синица, голубь, воробей, дятел, сова, сорока, снегирь, ворона)

Ворона предлагает детям разложить в разные "домики" перелетных и зимующих птиц. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Посмотрите, что это ребята. (Воспитатель демонстрирует детям кормушку)
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Верно это кормушка, только птиц в кормушке нет, но в ней есть послание от птиц, давайте прочтем.

"На улице мороз и холод, нам трудно найти пищу, помогите нам, пожалуйста. Ваши пернатые друзья".
Воспитатель: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (Нет, нелегко им холодно и голодно)
- Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей)

"Птичья столовая"

Воспитатель: Что надо делать, чтобы птицы не погибли? (подкармливать их)
- Чем же мы будем кормить птиц, давайте посмотрим.

На тарелочках разложен корм: снегирь - ягоды рябины, воробей - семена, сова - мышь, синица – сало, дятел - личинка жука. Дети рассматривают и раскладывают к каждой птице.

Зима: А чтобы кормушка не пустовала, я предлагаю расколдовать птиц. Давайте мы их с вами оживим волшебными карандашами.

Детям предлагается подойти к столу взять раскраску с птицей и подобрать схему цветовую, которая подходит по окрасу к определенной птице (например: синица – желтый, синий, зеленый, черный). Сесть за столы и раскрасить птиц. А затем их вырезать и наклеить на кормушку.

Итог занятия

Воспитатель: Что произойдет, если не покормить птиц? (все птицы погибнут от холода и голода)
- Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы.

- Животным нечего будет, есть, и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить.
- Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу. (Зима хвалит детей и прощается с ребятами)

Размер:
20.18 Kb
Скачали:
9