Цель и задачи занятия:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему "Космос", беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме "Космос".
Логопед: Ребята отгадайте загадки.
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … (Луна)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (Ракету)
Угли пылают –
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать. (Звезды)
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый. (Небо, звезды, месяц)
Логопед: Молодцы ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О космосе, космонавтах)
- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики)
- Правильно, а почему этот праздник так называется? (Это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники)
- С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты.
- Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, кто там живет? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь.
- И тогда ученые придумали ракеты.
- И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно зовут Белка и Стрелка.
- И только после того, как собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.
- Ребята, а как его звали? (Юрий Гагарин)
- Правильно, 12 апреля 1961 года космонавт Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики.
- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы быть космонавтом? (Ответы детей)
- Правильно, ведь для того, чтобы быть космонавтом необходимо иметь крепкое здоровье, много тренироваться, не бояться трудностей.
Упражнение на развитие координации речи и движений "Космос"
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте)
Упражнение "Четвертый лишний"
- А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники)
Упражнение "Сосчитай"
Мимическое упражнение
Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы увидели спутник в ночном небе (самолет), падающую звезду, солнечное затмение.
"Ракета взлетает"
Круговые движения нижней челюстью — подбородком нарисовать букву "о", когда рот открыт или закрыт.
"Самолет летит"
Максимально часто открывать рот при произнесении слога "лы": "Лы-лы-лы, лы-лы-лы, лы-лы-лы".
Дыхательное упражнение "Полет на луну"
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища
1 - руки медленно поднять через стороны вверх (вдох через нос)
2 - руки опустить через стороны вниз (выдох через рот с произношением звука а-а-а). Повторить 5 раз.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О космосе, Гагарине, Дне космонавтики)
- Что вам понравилось?
- Спасибо. Все молодцы!