Цель занятия: составление пересказа по тексту и опорным картинкам.
Задачи:
Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского "Спор животных" , опорные картинки, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.
Воспитатель: Для чего людям нужны домашние животные? (Дети отвечают)
- Давайте поиграем игру с мячом.
Игра "Назови пользу"
- Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, и называть домашнее животное.
- Тот, кто поймает мяч, расскажет о том, какую пользу приносит человеку это животное. Например: "Кошка. Кошка ловит мышей".
Воспитатель: Сегодня мы будем составлять пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского "Спор животных".
- Послушайте рассказ и ответьте на мои вопросы.
Спор животных
Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
- Конечно, меня, - говорит лошадь.
- Я ему дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова.
- Я его семью молоком пою.
- Нет, меня, - ворчит собака.
- Я его дом стерегу.
Услыхал хозяин этот спор и говорит:
- Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.
Вопросы по тексту
- Кто однажды заспорил между собой?
- О чем животные спорили?
- Что говорила лошадь?
- Что говорила корова?
- А что утверждала собака?
- Кто услышал спор животных?
- Что хозяин сказал им? Почему?
Воспитатель прикрепляет на доску картинки. Опорную картинку с изображением хозяина животных воспитатель прикрепляет отдельно.
- Ребята, а теперь вам нужно составить пересказ этого текста с опорой на картинки.
- Рассмотрите первую пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Лошадь и телега с дровами)
- О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как лошадь помогает своему хозяину - она возит ему на телеге дрова из леса)
- Рассмотрите вторую пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Корова и ведро с молоком)
- О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как корова помогает своему хозяину - она дает ему молоко)
- Рассмотрите третью пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Собака и дом хозяина)
- О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как собака помогает своему хозяину - она сторожит его дом)
- А кто нарисован на последней картинке? (Хозяин животных)
- О чем можно рассказать по этой картинке? (О том, как хозяин рассудил спор животных)
- А теперь давайте составим пересказ рассказа по опорным картинкам.
- Кто хочет рассказать о событиях, которые происходили в рассказе, по первой паре картинок?
- По второй паре? По третьей паре? По отдельной картинке? (Желающие составляют пересказ по картинкам)
- Скажите, как можно закончить этот рассказ? Что можно сказать про животных? А про их хозяина? (Дети дают ответы)
Воспитатель подводит итоги, оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание.