Цели занятия:
Оборудование: серия сюжетных картин "Кормушка", предметные картинки с изображением зимующих птиц (подбирает воспитатель), магнитные картинки, маленькие бумажные снежинки.
Предварительная работа:
Добрый день всем добрым людям
Мы вам рада, мы вас любим,
Очень любим мы людей
И больших и малышей.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Зима (какая?) (волшебная, морозная, метельная и т.д.)
- Снежинка (какая?) (белая, пушистая, легкая, резная)
Игра на поддувание "Сдуй снежинку"
Игра "Узнай по описанию"
При каждом правильном ответе воспитатель выставляет соответствующую картинку.
- Что общего у этих птиц? (Ответы детей)
Влетает снегирь (игрушка), несет конверт.
- Я снегирь недавно прилетел к вам с далекого севера. Я нашел конверт с картинами.
- Ребята, расскажите пожалуйста, что на них изображено?
- Давайте поможем снегирю составим рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
Воспитатель предлагает детям разложить картинки серии "Кормушка" в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например "Кормушка".
- Почему дети решили сделать кормушку?
- Что им для этого понадобилось?
- Где дети повесили кормушку?
- Кто с радостью прилетал к кормушке?
- Как нужно заботиться о птицах зимой?
Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках. Воспитатель просит придумать имена детям.
Зарумянились кустарники (пощипываем щеки)
Не от утренней зари.
Это красные фонарики ("Фонарики")
Засветили снегири. (взмахи руками, как крыльями)
Чистят перышки пунцовые, ("чистим перышки")
Воду пьют из родника. (наклоняемся - "пьем")
Переливы бубенцовые (ритмичные хлопки в ладоши)
Мне слышны из далека.
Воспитатель просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.
Между рассказами детей проговорить чистоговорки.
ОЙ-ой-ой – птицам холодно зимой
ОКА-ока-ока – шумная сорока
ОНА-она-она – любопытная ворона
ИЦЫ-ицы-ицы – пестрые синицы
БЬИ-бьи-бьи – расшумелись воробьи
БЕЙ-бей-бей – стая серых голубей
РИ-ри-ри – прилетели снегири
ТЕЛИ-тели-тели – прилетели свиристели
ЮТ-ют-ют – птицы ягоды клюют
ВА-ва-ва – глазастая сова
ВЯТА-вята-вята – пушистые совята
НЕ-не-не – дятел на сосне
КА-как-ка – дятел ищет червяка
УШКИ-ушки-ушки – птицы у кормушки
АТЬ-ать-ать – птицам надо помогать
ИТЬ-ить-ить – птичек можем мы кормить
Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать.
Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.
Игра "Сосчитай птиц у кормушки"
На доску выставляется кормушка. Воспитатель дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым "прилетает" воробей, затем синица и т.д. Дети берут магнитных птиц со стола, ставят к кормушке и пересчитывают их от одного до десяти.
В конце игры воспитатель говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.
- О чем составляли рассказ?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать?
- Как можно помочь птицам зимой?
Снегирь: Спасибо вам ребята за рассказы, теперь я знаю как помогут птицам зимой кормушки. А вы тоже делали кормушки? (Дети показывают снегирю кормушки сделанные своими руками)
После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу.
На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут водить наблюдения за птицами.