Цель занятия:
Словарная работа: баснописец, согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Материал и оборудование: портрет И.А. Крылова, сюжетная картинка к басне, предметные картинки для ребуса, два теремка, картинки с героями сказок, колобки настроений.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо, как вы думаете от кого? (Ответы детей)
- Посмотрите на конверт, правильно от кота Матроскина и Шарика. Послушайте, что они нам пишут.
Здравствуйте дорогие ребята!
Пишут вам кот Матроскин и пес Шарик.. Почтальон Печкин принес нам журнал "Мурзилка" в котором мы прочитали произведение И.А.Крылова "Лебедь, Щука и Рак" и у нас с шариком возник спор. Что это басня или сказка? Помогите нам пожалуйста.
Воспитатель: Ну что ребята поможем Матроскину и Шарику? Кто из вас знает, что такое басня?
Басня – это короткая поучительная история. В которых часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Высмеивается их поведение, поступки
- Послушайте басню Ивана Андреевича Крылова "Лебедь, Щука, Рак", догадайтесь, что в ней высмеивается.
- Какое дело взялись делать, Лебедь, Рак и Щука?
- Как вы думаете, почему же "воз и ныне там"?
- Чему учит эта басня?
- Запомните эти слова: "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет".
- Ребята, как вы понимаете слова: баснописец, согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Колобок, колобок,
Колобок - румяный бок.
По дорожке покатился.
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку.
Всем играл на балалайке,
У лисы спел на носу,
Больше нет его в лесу.
Воспитатель: Дети, скажите, почему Матроскин и Шарик перепутали басню со сказкой?
- Кто является героями сказок? (люди, звери, птицы, предметы)
- Кто сочиняет сказки? (Автор и народ)
- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных)
- А сказки нас чему-то учат?
- Вспомните пословицу "Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок".
- Вы уже много знаете различных сказок и я предлагаю вам провести небольшой КВН по сказкам.
- Вам нужно разделиться на две команды. Вы будете работать в группах, помните, чему нас учила басня.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы
Высоко они летят, далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом…
Кем же были эти маленькие дети? (Семеро козлят)
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она зовет и в печали слезы льет. (Федора)
Он сумел поймать волчишку, он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком. (Бычок-смоляной бочок)
Елена, сестрица, Василиса, крошечка, мальчик, братец.
+ в светлый теремок
- в темный теремок.
Определи название сказки по первым звукам предметов.
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями.
- А теперь подойдите к столу и выберите себе колобка соответствующего вашему настроению после занятия и объясните почему вы сделали такой выбор.