Цель занятия: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста с ТНР басен, учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.
Задачи:
Предварительная работа: знакомство с жанром художественной литературы-басней, с творчеством И.А. Крылова, с его баснями; "Лебедь, щука и рак", "Свинья под дубом", "Мартышка и очки", "Волк и журавль", "Слон и моська", "Квартет", "Лиса и виноград", "Ворона и лисица".
Материалы и оборудование: книга И.А. Крылова "Стрекоза и муравей", ноутбук, набор карточек с изображением героев басен, мяч, игровой набор "Дары Фребеля".
Технологическая карта НОД
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивационный этап |
Показывает буктрейлер по творчеству Крылова. Заинтересовывает новым произведением «Стрекоза и муравей». Поощряет желание детей узнать, чем закончилась басня. Создает у детей позитивный настрой на деятельность. |
Слушают и смотрят ролик. Выражают желание прочитать новую басню. |
Проектировочно- организационный этап |
Читает басню, задает уточняющие вопросы. Мотивирует к участию в обсуждении морали басни. Определяет цель. Знакомит с рабочим материалом. Предлагает распределиться на группы.
|
Слушают басню, обсуждают сюжет. Высказывают свое мнение по нравственным аспектам пословиц. Знакомятся с рабочим материалом (рассматривают, обсуждают), выявляют особенности; определяются с выбором. |
Содержательно-деятельностный этап |
Оказывает помощь в работе. Мотивирует к созданию собственных сюжетов. Дает возможность экспериментировать во время деятельности, оказывает помощь. |
Работа по басням: - делятся на две группы; - выполняют задания, меняются; - осуществляют выбор материала в соответствии с заданным текстом; - выполняют постройки по своему замыслу; - презентуют продукты деятельности. |
Оценочно-рефлексивный этап |
Предлагает детям высказать свое мнение, впечатления о проделанной работе. |
Обсуждают совместно с педагогом результаты работы; планируют дальнейшую деятельность. |
Педагог: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. Но не как обычно, а обратимся к своему соседу, назвав его ласковым именем. (Дети здороваются)
- А теперь подойдите все ко мне, я хочу вам кое-что показать. (На столе закрытые коробки с конструктором "Дары Фребеля")
- В этих коробках сюрприз для вас, познакомимся с ним мы чуть позже, а пока давайте посмотрим на экран. (Педагог демонстрирует буктрейлер)
- Хотите узнать, чем же закончилась басня "Стрекоза и муравей"? (да!)
- Тогда я предлагаю вам прочитать ее и все узнать. (Читает басню)
- Кто главные герои басни?
- С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?
- Почему Муравей отказал ей в помощи?
- Чем занималась Стрекоза все лето?
- А что делал летом Муравей?
- Почему Стрекоза осталась к зиме без жилья?
- Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?
- Чему нас учит басня? (Дети отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга)
Педагог: Ребята, скажите, как вы понимаете слово "трудиться"? (ответы детей)
- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он? (трудолюбивый, труженик)
- Какие пословицы о труде вы знаете? (Делу время – потехе час. Трудиться – всегда пригодится. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело, гуляй смело)
- Чему учат эти пословицы? (быть трудолюбивым)
- Ребята, я вам предлагаю занять удобное место и немного размяться.
Физминутка под видеоролик "Зарядка" группы "Кукутики"
Педагог: Как хорошо мы размялись, можно приступать к выполнению заданий. Предлагаю вам разделиться на две команды и встать для игры в "Карусель". Будем называть басню, изображенную на карточке. (Проводится игра)
- Как хорошо вы справились с этим заданием, тогда вот вам задача посложнее.
Подходите к столу, на котором лежат карточки с изображением разных басен. Вам надо выбрать ту, цитату из которой вы услышите. (Педагог читает цитаты, дети подбирают нужную карточку)
- Молодцы! Как хорошо вы знаете басни! Думаю, пришло время для сюрприза. (открывает коробки с конструктором)
- Посмотрите, какой яркий, интересный конструктор перед вами! Он называется "Дары Фребеля". Предлагаю вам с ним познакомиться и сконструировать с его помощью героев басен. (Дети выполняют задание, обсуждают свои постройки с педагогом и другими детьми)
Педагог: Наше знакомство с баснями на сегодня заканчивается и я предлагаю вам, ребята, встать в круг и, передавая друг другу мячик, поделиться своими мыслями, впечатлениями о том, что ты сегодня с вами делали. (Дети выполняют задание)