Форма НОД: занятие-игра.
Цель: формировать у детей умения осуществлять линейное измерение процессе совместной деятельности
Задачи:
Дети находятся на ковре.
- Ребята, сегодня в ваш почтовый ящик пришло письмо, я предлагаю вам прочитать, что же там написано и от кого оно.
- Вы согласны? (Да)
Письмо
"Ребята, здравствуйте! Вам пишет Незнайка. Сегодня я в магазине увидел полку для книг, она мне очень понравилась, и я решил сделать сам такую из деревянной доски.
Я купил эту полку и отправим ее вам, а еще отправил доску, из которой хочу сделать полку. К сожалению, я не знаю, как измерить длину полки, чтобы отметить на доске и отрезать ее. Вы сможете меня научить измерять длину?"
Выбор условной марки
- Ребята, а вы помните, что такое условная мерка? (Ответы детей)
- Правильно, это предмет, которым можно измерить.
- Давайте подойдем к столу и посмотрим, какие условные мерки там стоят. Какие условные мерки вы видите? (Воспитатель показывает стакан, ложку, пипетку, карандаш)
- Как вы думаете, чем можно измерить полку?
- А почему нам не подойдет стакан?
- Что можно измерить стаканом? А ложкой? А пипеткой что мы можем измерить?
- Итак, чтобы измерить полку, которая нужна Незнайке, нам понадобится карандаш.
Осуществление измерения
Дети стоят вокруг стола.
- Для того чтобы правильно, измерить полку Незнайке, я предлагаю вам потренироваться измерять.
- Для этого у меня есть вот такая лента. Давайте вспомним, что для начала мы должны сделать? (Дети отвечают)
- Начинать измерять длину мы будем с левого края. Возьмем условную мерку и поставим ее туда, откуда мы будем начинать измерять длину ленты.
- Мы прикладываем к началу отсчета карандаш и отмечаем с вами, где закончилась условная мерка. (Дети наблюдают за процессом измерения)
- Кладем камушек перед собой, для того, чтобы не забыть сколько раз мы передвинем мерку.
- При измерении длины, мерку нужно передвигать слева направо, прикладывая карандаш с последней нашей условной мерки. (Воспитатель с детьми проводит измерение ленты)
- Давайте посмотрим на количество камушек и скажем чему равна длина ленты?
- Длина ленты равна 2 карандашам.
Дети стоят на ковре полукругом. Показ педагога.
- Ребята, Незнайка прислал вам еще игру, хотите в нее поиграть?
Вверх и вниз рывки руками.
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу (одна рука вверх, другая вниз, рывки руками меняются)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись (наклоны в стороны)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай (приседания)
А в конце – ходьба на месте,
Это всем давно известно. (ходьба на месте)
Решение проблемной ситуации
Дети сидят за столами.
- Ребята, давайте приступим к измерению полки. Мы будем измерять длину с левого края, ставим карандаш туда, откуда мы начинаем измерять длину полки.
- Прикладываем к началу отсчета карандаш и отмечаем, где закончилась первая условная мерка.
- Кладем камушек для того, чтобы не забыть сколько раз мы передвинули мерку. Перекладываем карандаш к последней условной мерке.
- При измерении длины, мерку нужно перекладывать слева направо.
- Посмотрите на камушки, чему равна длина полки? (5 карандашам)
- Правильно, давайте найдем число 5 в нашем ряде чисел и положим его рядом с полкой.
- А теперь попробуем измерить длину доски. (Дети самостоятельно проводят измерение доски)
- Посмотрите на камушки, чему равна длина доски? (5)
- Правильно, 5 карандашам. Давайте найдем еще одно число 5 и положим его рядом с доской.
- Чему равна длина полки?
- Чему равна длина доски?
- Получается, что доска получилась нужных размеров и ничего отрезать лишнего не надо, ведь они одинаковые по длине.
Решение проблемной задачи
Дети сидят за столами. Воспитатель предлагает детям измерить полку и доску другой меркой.
- Ребята, как вы думаете, изменится ли длина полки и доски, если мы возьмем другую условную мерку, например, счетную палочку?
- Давайте это проверим. (Воспитатель напоминает правила измерения)
- Какие теперь у вас получились результаты?
- Длина полки равна 10 счетным палочкам и длина доски тоже равно 10 счетным палочкам.
- Ребята, как вы думаете, почему результат измерения изменился?
- Правильно, ребята, потому что мы взяли другую условную мерку.
- А почему результат измерения стал больше предыдущего?
- Значит, чем больше условная мерка, те меньше количество мерок нам потребуется, а чем меньше условная мерка, тем больше количество мерок нам потребуется для измерения.
Дети сидят за стульчиками.
- Ребята, как мы сегодня помогли Незнайке, что мы делали? (Дети отвечают на вопросы педагога)
- Чем мы их измеряли?
- А что мы еще делали, что вам запомнилось на занятии?
- Какие трудности у вас возникли? Как вы с ними справились?
- Ребята, вы все большие молодцы, старались, помогли Незнайке.
- Сейчас я ему напишу письмо, как вы измеряли длину, чтобы он тоже научился и напишу результаты измерения, что длина полки и его доски равна 5 карандашам, что они одинаковые по длине.
Открытость
- Ребята, у меня есть еще ленты, посмотрите. Нужно найти ленты одинаковые по длине.
- Вы поможете мне их измерить счетными палочками и найти к каждой ленте пару? (Да)
- Я буду вам очень благодарна.