Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Измерение объема жидких веществ"

Цель занятия: показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объем сосудов.

Задачи:

  • учить с помощью условной мерки определять объем жидкости;
  • продолжать упражнять в различении и названии геометрических фигур;
  • подвести детей к выводу, что объем не зависит от формы предмета;
  • дать представление детям о мере литр и пол-литра;
  • продолжать знакомить с правилами поведения на улице и на льду в зимний период.

Оборудование:

  • два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объему, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий);
  • набор стаканов;
  • вода в большой посуде;
  • литровая банка;
  • две пол-литровые банки;
  • литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока и др.

Ход занятия

Орг. момент

Дети стоят в кругу.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе "Привет!"
Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Игровая ситуация

- Сегодня на занятие по математике я пришла с помощником это наш друг - Буратино. (демонстрация письма и макет Буратино)
- Наш друг принес нам какое-то очень важное письмо и посылку. Хотите узнать, что в нем написано?

- Чтобы это узнать Буратино просит выполнить его задание и поиграть в игру, в которой нужно отвечать на вопросы.
- Ну что ребята выполним задание Буратино?

Логическая разминка

- Я буду кидать вам мяч, и задавать вопрос, а вы его ловите и отвечаете.

  1. Дерево высокое, а кустарник. (низкий)
  2. Ветка тонкая, а дерево. (толстое)
  3. Река широкая, а ручей. (узкий)
  4. Дом низкий, а подъемный кран. (высокий)
  5. Гольфы длинные, а носки. (короткие)
  6. Стул большой, а стульчик. (маленький)
  7. Книга толстая, а тетрадь. (тонкая)
  8. Камыши высокие, а трава. (низкая)
  9. Воробей маленький, а коршун. (большой)
  10. Тропинка узкая, а дорога. (широкая)
  11. Муравей легкий, а слон. (тяжелый)

Постановка цели занятия

- Молодцы ребята, теперь мы можем прочитать письмо от нашего друга. (воспитатель читает)
- Ребята, у меня скоро день рожденья! Но я не могу его отпраздновать, потому что у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста.

- Я приглашая вас в свою комнату экспериментов.
- На чем отправимся в гости к Буратино? (поезд)
- Ребята придется вновь выручать нашего друга, поможем ему? (да!)

Основная часть

- Ребята, садитесь за свои столы. (Воспитатель достает из коробки два прозрачных кувшина)

Практическая работа 1

- Если налить в оба кувшина воду, то, в каком кувшине воды будет больше? (Высказывают свое мнение)
- Чем отличаются друг от друга кувшины? (дают характеристику предметов)
- Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий. (Воспитатель заполняет до краев оба кувшина подкрашенной водой, переливая ее из большой посуды)

- В какой кувшин вошло больше воды? (Не знаем)
- А что нужно сделать, чтобы узнать? (Измерить!)
- Чем будем измерять? (Стаканами. Дети видят, что на подносе много стаканов)

Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану.

Обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:
- Посчитаем, сколько стаканов получилось.
- Сколько получилось? (Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом - 5 стаканов)

- Считаем за другим столом. Сколько получилось? (5 стаканов)
- Что мы ответим нашему Буратино? (Воды в обоих кувшинах будет одинаково)

Практическая работа 2

(для этого демонстрация магазина)
- Буратино приглашает нас в магазин. Отправляемся на поезде.
- Второй вопрос от Буратино.

Пришел я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.

Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:
- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.
Воспитатель заполняет ее водой и говорит:

- Вот сколько воды содержится в одном литре.
- А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды? (Половина этой воды)
- Верно!

Воспитатель достает две пол-литровые банки и говорит:
- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды.
- Давайте разольем из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?

Вызывается по имени ребенок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задает детям вопросы:
- Повтори, что ты сейчас сделал? (Разлил воду по двум пол-литровым банкам)
- Что мы узнали? (Литр – это пол-литра и еще пол-литра)
- Верно!

- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр? (да)
- Что надо сделать? (измерить)
- Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.

Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:
- В литр помещается пять стаканов!
- Давайте решим с вами, что напишем Буратино?

- Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.
- Кувшины одинаковые по объему, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой.

- Литр - это пол-литра и еще пол–литра. В литр помещается пять стаканов воды.
- Возвращаемся обратно в наш детский сад и немного отдохнем.

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Море волнуется
Море волнуется – раз! (Шагаем на месте)
Море волнуется – два! (Наклоны туловища влево-вправо)
Море волнуется – три! (Повороты туловища влево-вправо)
Морская фигура, замри! (Присели)

Заключительная часть занятия

Беседа о зимнем периоде. Правила поведения на водоеме зимой

- Давайте попрощаемся с Буратино мы ему помогли и он говорит нам "спасибо"
- А вы помните, что у Буратино день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки!
- Вспомним какое время года? (зима)

- Какая погода? (холодная)
- Как одеваемся? (тепло)
- Правила поведения на улице зимой? (Высказывают по очереди правила поведения)

- Отправляемся в творческую мастерскую для изготовления подарка на поезде.
- На пути преграда у нас замерзшая река. Вспоминаем правила поведения на льду зимой.

- Нужно пройти льдинки (макет льда), не зацепив их. (Паровозиком проходят препятствие)
- Ну вот мы и приехали в нашу мастерскую.

Создание аппликации

- У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить аппликации.
- У каждого на столе есть образцы, составляем, как показано. (После работы дети называют, из каких фигур сделали аппликацию)

Размер:
24.99 Kb
Скачали:
14