Цель занятия: формирование фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Программные задачи:
Оборудование: символы звуков, буква Н, письмо, картинки с изображением признаков осени, деревьев, зонтов, пеналы с раздаточным материалом, силуэты грибов с картинками, листьев с буквами, листы бумаги с буквой Н на каждого ребенка, камушки Марблс.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуйте, мои друзья!
Вас приветствую всех я!
Вот осенний ветерок
У куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся
Над деревьями кружил.
А потом мне на колени
Желтый листик положил
Тронул холодом лицо:
"Получите письмецо!"
- Ребята, хотите узнать от кого это письмо, тогда отгадайте загадку.
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят.
- Верно, это письмо от Осени. Послушайте, что она пишет.
"Здравствуйте, ребята. Заканчивается осенняя пора. Скоро на смену мне придет зима с вьюгами, метелями, лютыми морозами. Я вас приглашаю на прогулку в лес, еще раз полюбоваться яркими красками осенней природы"
- Ребята, осень прощается с нами и приглашает на прогулку по осеннему лесу.
- Хотите побывать в осеннем лесу? (Ответы детей)
Игра "Составь предложение"
- Чтобы оказаться в лесу, надо вспомнить признаки осени. Отберите картинки с изображением осени и составьте предложение. (Дети составляют предложения. Например, птицы улетают в теплые края. Желтеют и опадают листья. Вянет и сохнет трава. Осенью убирают урожай: овощи - на огороде, фрукт - в саду. Люди надели демисезонную одежду и т.д.)
По тропинке мы пойдем,
В лес осенний попадем.
- Какой последний звук в слове осень?
- Верно, звук [н’]. Какой звук [н’]? (согласный, мягкий, звонкий; носит зеленый костюм)
- Как зовут старшего братика звука [н’]?
- Верно, звук [н]. Какой звук [н]? (согласный, твердый, звонкий; носит синий костюм)
- Звуки [н] - [н’] живут в одной квартирке букве Н. Букву мы видим, читаем и пишем, а звуки слышим и произносим.
Игра "Отбери картинки"
- Отгадайте, какие деревья растут в осеннем лесу, если в названии этих деревьев слышатся звуки [н] и [н’]? Отберите картинки.
- Правильно, клен, осина, рябина, яблоня, ясень, сосна.
- Справа от тропинки растут деревья, в названии которых слышится звук [н] (клен, осина, рябина, сосна), а слева - деревья, в названии которых слышится звук [н’] (яблоня, ясень).
- Расставьте картинки.
Игра "Скажи наоборот"
- Вот набежала туча и пошел дождь. Закапали капельки. Одни капли капали твердо, а другие мягко. Давайте поиграем в игру "Скажи наоборот".
На-на-на – ня-ня-ня; Но-но-но – не-не-не; Ну-ну-ну – ню-ню-ню; Ны-ны-ны – ни-ни-ни; Нэ-нэ-нэ – не-не-не
Игра "Найди одинаковые зонтики"
- Давайте спрячемся от дождя под зонтики. Найдите одинаковые зонтики.
- А теперь запишите слово зонт. (Дети выполняют звуковой анализ слова)
- На лес опустился туман. Запишите квадратиками слово туман. (Дети выполняют звуковой анализ слова)
Физминутка "Ходит осень по дорожке"
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый кленовый.
Игра "Узнай предмет по тени"
- Из-за туч выглянуло солнышко, закончился дождь, рассеялся туман.
- Ребята, что от солнышка может появиться на земле? (От солнышка на земле появились тени)
- Узнайте предмет по его тени. Прохлопайте слово, сколько в нем слогов. (Гриб, ягоды, ветка, туча, корзина, лист)
Психогимнастика
- Ребята, какое настроение у вас было, когда пошел дождь? (грустное, печальное, тоскливое)
- Покажите. А когда выглянуло солнышко, какое настроение? (радостное, веселое)
- Ребята, а как вы думаете, что хорошо растет в лесу после дождя? (После дождя в осеннем лесу много грибов)
- Я предлагаю вам собрать грибы. (Дети ходят по группе и собирают грибы)
- Какие необычные грибы, а чем они необычны? (На них изображены разные предметы)
- Как можно заготовить грибы на зиму? (Солить, мариновать, сушить)
- Как вы думаете, а что вы сможете с грибами сделать?
- Правильно, посушить наши грибы. На верхнюю ниточку мы повесим грибы с изображением предметов, в названии которых звук [н] стоит в начале слова (нож, ножницы, ноты).
- На среднюю ниточку мы повесим грибы с изображением предметов, в названии которых звук [н] стоит в середине слова (малина, корзинка, котенок), а на нижнюю ниточку мы повесим грибы с изображением предметов, в названии которых звук [н] стоит в конце слова. (диван, слон, апельсин)
Игра "Назови какой"
- Осенний ветерок сорвал с веток деревьев листья и закружил их в воздухе. Какие листья кружились в воздухе?
Лист осины – осиновый лист
Лист рябины – рябиновый лист
Лист клена – кленовый лист
Лист ясеня – ясеневый лист
Лист яблони – яблоневый лист
(С сосны упала шишка)
Шишка сосны – сосновая шишка
Пальчиковая гимнастика
- Давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
- Соберите листья с буквой Н. (Дети находят листья с буквой Н)
- Этими листьями мы украсим нашу группу.
Самостоятельная деятельность детей
- Ребята, вы можете украсить букву Н. Для этого я предлагаю вам камушки Марблс.
- Выберите камушки цвета осени и украсьте букву. (Дети выкладывают камушки по контуру буквы)
- Какие красивые яркие осенние буквы у вас получились!
- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Что вам понравилось в нашем путешествии?
- Какое задание было для вас наиболее трудным?
- Как вы считаете, кто из вас был самым активным?
- Осень прощается с нами до следующего года и дарит осенние листья.
- Если вам понравилась наша прогулка и вы довольны своими ответами, то выберите желтый листик.
- Если вам не очень понравилась прогулка и как вы участвовали в ней, тогда возьмите красный листик, но, а если вы не довольны своими ответами и прогулка по осеннему лесу вам не понравилась, возьмите зеленый листик.
По тропинке мы пойдем,
В детский сад мы попадем.