Цель занятия: активизация словаря по теме "Игрушки" с использованием игр ТРИЗ.
Задачи:
Материалы и оборудование: сундучок с игрушками (мяч, кукла, пирамидка, машинка, паровозик, кораблик, матрешка, юла), презентация, физминутка (ИКТ).
Воспитатель: Посмотрите, ребята! К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними! (Здороваются)
(Дети стоят в кругу на ковре)
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится
Что это? (Улыбка)
- Правильно! Давайте улыбнемся и подарим друг другу и гостям радостное настроение!
Воспитатель обращает внимание детей: Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня появился Чудесный сундучок! Как вы думаете, что там находится? (ответы детей)
- Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Воспитатель достает из сундука по одной игрушке, задавая вопросы.
- Что это? (мяч)
- Что это? (машинка, пирамидка, кукла, кораблик, юла)
- Повторите: юла. Посмотрите, как с ней можно играть. (воспитатель показывает, 2-3 повтора детьми)
- Как назовем все эти предметы одним словом? (Игрушки)
- Правильно. Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
Игра "Хорошо – плохо"
(Триз противоречия)
Воспитатель: А у вас много дома игрушек?
- Как вы думаете – много игрушек это хорошо или плохо?
- Почему вы так думаете?
- Воспитатель подводит итог: Много игрушек – это может быть и хорошо и плохо.
- Ребята, вы знаете, что игрушки могут быть изготовлены из разного материала: резины, дерева, пластмассы, ткани?
- Мяч сделан из резины, значит он какой? (резиновый)
- Кукла сделана из ткани - значит она какая? (тканевая, мягкая)
- Матрешка из дерева, она какая? (деревянная)
- Машина из пластмассы – она какая? (пластмассовая)
- Молодцы!
- Как вы думаете, для чего нам нужны игрушки? (Чтобы с ними играть!)
- Правильно, давайте поиграем в игру с мячом.
Игра "Один-много"
- Я кидаю вам мяч по очереди и называю одну игрушку. Вы возвращаете мне мяч и называете много игрушек.
- Например: машина-машинки.
- Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по очереди, называя игрушку в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя множественное число названной игрушки: кукла (куклы), машина (машины), самолет (самолеты), кораблик (кораблики), пирамидка (пирамидки), солдатик (солдатики), кубик (кубики), паровоз (паровозы).
- Молодцы! А теперь давайте отдохнем.
Физминутка с использованием ИКТ
Воспитатель: Давайте еще поиграем!
Игра "Назови ласково"
Воспитатель показывая игрушку, называет ее - ребенок образует существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом: кукла - куколка, мяч - ... (мячик), машина - ... (машинка), самолет - ... (самолетик), паровоз - ... (паровозик).
- Молодцы! А теперь посмотрите на экран телевизора. Я вам предлагаю поиграть еще в одну игру.
Игра "4 й лишний" с использованием ИКТ (ТРИЗ классификация)
Воспитатель предлагает из предложенных на слайде 4 картинок выбрать одну лишнюю и объяснить почему.
- Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят? (Не бросать их на пол, потому что на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры убирать на свое место)
- Правильно, игрушки нужно беречь!
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня разговаривали? (об игрушках)
- С чем мы сегодня играли? (с игрушками)
- Какая игра вам понравилась больше?
- Если вам было интересно сегодня играть в игры, то возьмите веселый смайлик. Если было неинтересно и скучно, возьмите грустный смайлик.
- Покажите мне, гостям и друг другу смайлики, которые вы выбрали.
- Как много веселых смайликов!
- Я рада, что вам понравилось играть.
- Я тоже возьму веселый смайлик, потому что вы хорошо сегодня отвечали, поэтому я вам дарю эти смайлики для хорошего настроения!
- Давай попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются)