Цель: показать детям красоту зимней природы через произведения деятелей искусства.
Задачи:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
- Скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы детей)
- Ребята, я хочу вам рассказать одну удивительную историю.
Зима обиделась однажды
На то, что все ее ругают.
Что злой, колючей и суровой
Ее все люди называют.
Зима обиженно вздохнула,
И слышать ничего не хочет.
Сказала - пусть весна приходит
И для людей сама хлопочет.
Воспитатель: Ой, ребята, что же теперь будет.
- Как вы думаете, а может быть хорошо, что после осени сразу наступит весна? (Нет!)
- Я знаю, что нам делать. Предлагаю отправиться в мир искусства и попросить художников, музыкантов и поэтов, показать всему миру красоту зимней природы.
- Закрывайте глазки, мы послушаем произведение великого композитора П.И. Чайковского "Декабрь".
- Какую зиму вы представили, слушая музыку? (Красивую, сверкают и переливаются снежинки)
- А какая музыка по характеру? (Нежная, светлая)
- Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые, белые, снежные одежды.
- Погода зимой часто меняется, давайте расскажем, какой она бывает.
Если идет снег, то погода, какая? (снежная)
Если дует ветер, то погода, какая? (ветреная)
Если холодно, то погода, какая? (холодная)
Если пасмурно, то погода, какая? (пасмурная)
Если хмуро, то погода, какая? (хмурая)
Если мороз, то погода, какая? (морозная)
Если солнечно, то погода, какая? (солнечная)
Если ясно, то погода, какая? (ясная)
- Вам понравилась картина, нарисованная музыкой?
- А теперь посмотрим, как изобразил зиму художник Александр Аверин на картине "Зимние забавы".
- Какое время года изображено на картине? Чем заняты дети? Как вы думаете, какое настроение у детей? Какие зимние забавы любите вы?
Снег - ... (снежок)
Мороз - ... (морозец)
Ветер - ... (ветерок)
Санки - ... (саночки)
Лед - ... (ледок)
Зима - ... (зимушка)
Гора - ... (горка)
Холод - ... (холодок)
Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой)
Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (имитируют)
Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (имитируют)
И играем все в снежки. (лепят и бросают снежки)
Воспитатель: Вам понравилась картина? Какую зиму показал художник? (снежную, веселую, солнечную, морозную, красивую, блестящую, пушистую)
- Не только музыканты и художники показывают нам красоту природы, но и писатели, поэты.
- Послушайте стихотворение А. Прокофьева "Зимой в лесу". (выразительное чтение стихотворения воспитателем)
Зимой в лесу
Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?
- Что поэт говорит о метелях. Какая погода была в лесу?
- Какими словами поэт описывает красоту зимы?
- Мы увидели, что зима бывает разной. То яркая, нарядная, сверкающая, то – притихшая, затаившаяся перед снежной бурей.
- Вот она какая – красавица русская зима!
- Чтобы Зимушка порадовалась, соберем для нее копилку красивых слов. Свое высказывание начнем так: Я люблю зиму, потому что она…
- Какая же у нас получилась зима! Ну, просто замечательное время года!
- Многие русские поэты, живописцы, композиторы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски.
- Ребята, вам понравилось в мире искусства? (Дети отвечают на вопросы воспитателя)
- Что понравилось и запомнилось больше всего?