Занятие с детьми подготовительной к школе группы с ТНР "Зимнее путешествие в сказочный город"

Цель занятия: формирование лексико-грамматического строя речи по теме "Зима".

Задачи:

  • обобщение представлений детей с ТНР о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
  • расширение словаря по теме "Зима";
  • совершенствование грамматического строя речи, употребление конструкции родительного падежа;
  • развитие навыка слогового анализа слов, подбор однокоренных слов.

Ход занятия

Организационный момент

Развитие слухового внимания

Логопед приглашает детей в кабинет, включает кассету с записью воя вьюги, скрипа снега и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики. Учитель-логопед выключает запись.

- Ребята, какие звуки вы слышали, только что? (Шум ветра, вой вьюги, скрип снега)
- Какая вьюга? (Холодна, злая, колючая)
- Какой ветер? (Зимний, студеный, злой)

- Какой снег? (Пушистый, липкий, холодный)
- В какое время года мы можем слышать эти звуки? (зимой)

Ребенок:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

Логопед: Зима, это сказочное время года. Назовите героев зимних сказок? (показывает иллюстрации сказок)
Дети:

  • Лиса, волк. ("Лисичка-сестричка и волк")
  • Старуха, старик, Снегурочка. ("Снегурочка")
  • Снеговик. ("Снеговик-почтовик")
  • Кай, королева. ("Снежная королева")

Основная часть

"Зимнее путешествие"

Учитель-логопед: Сегодня мы отправимся в волшебное путешествие вместе с героями зимних сказок. (Определение количество слогов в слове: предметные картинки дети помещают в вагоны поезда)

- Поможем героям сказок занять свои места в вагонах поезда.
- Назовем сказочного героя и определим количество слогов в данном слове.

Ребенок: Ли-са. В этом слове два слога. Лиса поедет во втором вагоне.
- Сне-гу-роч-ка. В этом слове четыре слога. Снегурочка поедет в четвертом вагоне и т.д.

"За что мы любим зиму?"

Логопед: Наш поезд тронулся. Ребята посмотрите, как красиво за окном. (Берет указку и привлекает внимание детей к зимней картине)
- Рассмотрите картину. Давайте расскажем за что мы любим зиму.

- Я люблю зиму за красивый падающий снег.
- А я люблю зиму за веселый праздник новый год.

Ребенок: Я люблю зиму за катания на лыжах и коньках.
- Я люблю зиму за возможность играть в снежки.

- Я люблю зиму зато, что можно лепить снеговика.
- Я люблю зиму за нарядную зимнюю одежду.

Логопед: Правильно, вот такая веселая, красивая зима!
- А что мы видим за окном? (ответы детей)

Динамическая пауза

Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (двигают руками вверх вниз)
Дворник улицу метет, (из стороны в сторону)

Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину)
Ловко бегаем на лыжах, (бег на месте)
И играем все в снежки. (лепят и бросают снежки)

Подбор однокоренных слов

- Ребята, мы прибываем на первую станцию "Снежная". (дети читают название)
- Смотрите, какое деревце унылое, наверное, ему холодно.
- Почему дереву холодно? (дети отвечают)

- Мы сможем согреть деревце?
- Но как? (Его надо припорошить снегом)

- Для этого нам надо найти слова, в которых есть ("живет") слово "снег". (Подбирают слова, и "снег" помещают на дерево (картинный материал на доске)
- Какие слова вы подбирали?

- Какое слово слышится во всех этих словах?
- Молодцы, с заданием справились. Наш поезд отправляется дальше.

Звуковой анализ слов

Логопед: Посмотрите в окно, мы прибыли на станцию "Морозная". (дети читают название станции)
- Какая погода стоит зимой? (холодная, морозная…)
- Что нужно надеть? (теплые вещи: шапку, шубу…)

- Правильно. А теперь давайте разберем слова…
Звуковой анализ слов: шуба, зима. (дети выкладывают схемы слов на партах и проводят анализ со зрительной опорой)

- Сколько в слове гласных? Сколько согласных?
- Назовите количество слогов. Назовите первый звук.
- Назовите все звуки по порядку.

Игра "Верни мне гласный"

- Мы прибыли на станцию "Вьюжная".

Снежок лови, снежок бросай.
Какой гласный – называй.

Дети встают в круг. Логопед по очереди бросает снежок каждому ребенку. Ребенок называет гласный из этого слова и возвращает снежок.
Слова: сани, зима, каток, лиса, ушанка, шуба.

- Молодцы, с заданием справились. Теперь садимся на свои места.
- Ребята, что перед вами? (замок)

- Чтобы попасть в сказочный город замок надо открыть.
- Посмотрите на лабиринт и найдите дорожку, которая не прерывается.

ЛабиринтЛабиринт

- Теперь берем карандаши и проводим по этой дорожке.
- Вот мы и подобрали подходящий ключ.

"Подарки Деда Мороза"

Логопед: Посмотрите, ребята, мы прибыли в сказочный город. В этом городе живет Дед Мороз.
- Как называется этот город? (картинки на компьютере)
Дети: Город называется Великий Устюг.

Логопед: Посмотрите, какая красивая старинная усадьба, а рядом с ней нас встречает Дед Мороз.
- Давайте отгадаем, что же Дед Мороз подарил героям из зимних сказок.

- Для этого надо "Расшифровать слова". Составить их из первых букв слов – названий картинок – и записать в пустые клетки. (раздаточный материал на каждого ребенка)

Расшифруй словаРасшифруй слова

- Правильно. Дед Мороз подарил шары и краски героям зимних сказок. (демонстрирует картинки с подарками)
- Герои сказок, получив подарки от Деда Мороза, вернулись в свои сказки.

Итог занятия

- Ребята, наше путешествие заканчивается.
- Вы сегодня все с большим желанием и интересом выполняли задания, хорошо потрудились.
- Молодцы!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!