Цель занятия: формирование лексико-грамматического строя речи по теме "Зима".
Задачи:
Развитие слухового внимания
Логопед приглашает детей в кабинет, включает кассету с записью воя вьюги, скрипа снега и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики. Учитель-логопед выключает запись.
- Ребята, какие звуки вы слышали, только что? (Шум ветра, вой вьюги, скрип снега)
- Какая вьюга? (Холодна, злая, колючая)
- Какой ветер? (Зимний, студеный, злой)
- Какой снег? (Пушистый, липкий, холодный)
- В какое время года мы можем слышать эти звуки? (зимой)
Ребенок:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Логопед: Зима, это сказочное время года. Назовите героев зимних сказок? (показывает иллюстрации сказок)
Дети:
"Зимнее путешествие"
Учитель-логопед: Сегодня мы отправимся в волшебное путешествие вместе с героями зимних сказок. (Определение количество слогов в слове: предметные картинки дети помещают в вагоны поезда)
- Поможем героям сказок занять свои места в вагонах поезда.
- Назовем сказочного героя и определим количество слогов в данном слове.
Ребенок: Ли-са. В этом слове два слога. Лиса поедет во втором вагоне.
- Сне-гу-роч-ка. В этом слове четыре слога. Снегурочка поедет в четвертом вагоне и т.д.
"За что мы любим зиму?"
Логопед: Наш поезд тронулся. Ребята посмотрите, как красиво за окном. (Берет указку и привлекает внимание детей к зимней картине)
- Рассмотрите картину. Давайте расскажем за что мы любим зиму.
- Я люблю зиму за красивый падающий снег.
- А я люблю зиму за веселый праздник новый год.
Ребенок: Я люблю зиму за катания на лыжах и коньках.
- Я люблю зиму за возможность играть в снежки.
- Я люблю зиму зато, что можно лепить снеговика.
- Я люблю зиму за нарядную зимнюю одежду.
Логопед: Правильно, вот такая веселая, красивая зима!
- А что мы видим за окном? (ответы детей)
Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (двигают руками вверх вниз)
Дворник улицу метет, (из стороны в сторону)
Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину)
Ловко бегаем на лыжах, (бег на месте)
И играем все в снежки. (лепят и бросают снежки)
Подбор однокоренных слов
- Ребята, мы прибываем на первую станцию "Снежная". (дети читают название)
- Смотрите, какое деревце унылое, наверное, ему холодно.
- Почему дереву холодно? (дети отвечают)
- Мы сможем согреть деревце?
- Но как? (Его надо припорошить снегом)
- Для этого нам надо найти слова, в которых есть ("живет") слово "снег". (Подбирают слова, и "снег" помещают на дерево (картинный материал на доске)
- Какие слова вы подбирали?
- Какое слово слышится во всех этих словах?
- Молодцы, с заданием справились. Наш поезд отправляется дальше.
Звуковой анализ слов
Логопед: Посмотрите в окно, мы прибыли на станцию "Морозная". (дети читают название станции)
- Какая погода стоит зимой? (холодная, морозная…)
- Что нужно надеть? (теплые вещи: шапку, шубу…)
- Правильно. А теперь давайте разберем слова…
Звуковой анализ слов: шуба, зима. (дети выкладывают схемы слов на партах и проводят анализ со зрительной опорой)
- Сколько в слове гласных? Сколько согласных?
- Назовите количество слогов. Назовите первый звук.
- Назовите все звуки по порядку.
Игра "Верни мне гласный"
- Мы прибыли на станцию "Вьюжная".
Снежок лови, снежок бросай.
Какой гласный – называй.
Дети встают в круг. Логопед по очереди бросает снежок каждому ребенку. Ребенок называет гласный из этого слова и возвращает снежок.
Слова: сани, зима, каток, лиса, ушанка, шуба.
- Молодцы, с заданием справились. Теперь садимся на свои места.
- Ребята, что перед вами? (замок)
- Чтобы попасть в сказочный город замок надо открыть.
- Посмотрите на лабиринт и найдите дорожку, которая не прерывается.
- Теперь берем карандаши и проводим по этой дорожке.
- Вот мы и подобрали подходящий ключ.
"Подарки Деда Мороза"
Логопед: Посмотрите, ребята, мы прибыли в сказочный город. В этом городе живет Дед Мороз.
- Как называется этот город? (картинки на компьютере)
Дети: Город называется Великий Устюг.
Логопед: Посмотрите, какая красивая старинная усадьба, а рядом с ней нас встречает Дед Мороз.
- Давайте отгадаем, что же Дед Мороз подарил героям из зимних сказок.
- Для этого надо "Расшифровать слова". Составить их из первых букв слов – названий картинок – и записать в пустые клетки. (раздаточный материал на каждого ребенка)
- Правильно. Дед Мороз подарил шары и краски героям зимних сказок. (демонстрирует картинки с подарками)
- Герои сказок, получив подарки от Деда Мороза, вернулись в свои сказки.
- Ребята, наше путешествие заканчивается.
- Вы сегодня все с большим желанием и интересом выполняли задания, хорошо потрудились.
- Молодцы!