Цели занятия:
Оборудование: картина "Зима", разрезные картинки, фломастеры.
Предварительная работа:
Психогимнастика в сочетании с дыхательной гимнастикой
Логопед: Добрый день, девочки и мальчики!
- А вас, по пути в детский сад, мороз щипал за нос и щеки? (да)
Вы замерзли? (да)
- Покажите, как вы замерзли. (напряжение мышц)
- А сейчас согреем ручки. (энергично растирают руки)
Дыхательная гимнастика "Погреем ручки"
Глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот, щеки не надуваются.
Артикуляционная гимнастика "Болтушка"
Логопед: Согрелись, а теперь подарим друг другу, и гостям улыбки. (Дарят улыбки, садятся за столы)
- Мы сегодня продолжим беседу о зиме и ее приметах.
Чтение стихотворения И. Сурикова "Зима"
Белый снег пушистый Темный лес – что шапкой
В воздухе кружится Принакрылся чудной
И на землю тихо И заснул под нею
Падает, ложится Крепко, непробудно…
И под утро снегом Стали дни коротки,
Поле забелело, Солнце светит мало,
Точно пеленою Вот пришли морозцы –
Всего одело. И зима настала.
Логопед: Какие приметы зимы описывает поэт в своем стихотворении? (Дети отвечают)
Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять"
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли. (Н. Нищева)
Дидактическая игра "Семейка слов"
Образование родственных слов: cнег – снежок, снега, снежинка, снежище, снегурочка, снеговик, снегопад, снежный, снегирь, подснежник, снегоход, снегокат, снежить, заснежить.
Логопед: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? (На картине нарисована зима)
- Расскажите о зиме. Какие подарки она принесла? (Сугробы, метели, вьюгу и т.д.)
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он?
- Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос-какой?
- Начните ответ со слова снег. (Снег белый, пушистый, холодный, блестящий)
- Кого вы видите на картине? (Детей)
- Как они одеты?
- Какое настроение у мальчиков и девочек?
- Что они делают?
- Кого они кормят? (Синичек, воробьев – зимующих птиц)
- Чем кормят зимующих птиц?
- Что висит на веточке дерева? (Кормушка)
- Для чего ее повесили?
- А вы кормите птиц, во время прогулки?
Вы очень добрые дети, потому что любите и помогаете птицам перезимовать.
Дидактическая игра "Закончи предложение"
Составление сложных предложений со значением противопоставлений.
Зимой бывает снегопад, а осенью…
Зимой бывает снег, а летом…
Зимой снег падает, а весной…
Зимой катаются на санках, а летом…
Зимой лес спит, а весной…
Зимой катаются на коньках, а летом…
Зимой бывает холодно, а летом…
Зимой деревья белые, а осенью…
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
Дидактическая игра "Собери картинку"
Составление предложений по собранной картине.
Работа с "Игровизором"
Логопед: Рассмотрите картинки у себя на "Игровизоре", обведите картинки, не имеющие отношения к зиме.
- Замечательно, вы все справились с заданием.
- Ребята, чем мы сегодня занимались, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Большое спасибо. Вы сегодня были активны, внимательны и доброжелательны.