Образовательная область: коммуникация, познание, творчество.
Цель: закрепить знания дошкольников о зиме
Задачи:
Воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Обучающие: учить составлять рассказ по схеме; обогащать речь прилагательными; познакомить с игрой "Сетка памяти"; работать с флеш карточками, используя элементы технологии М. Шичида.
Развивающие: развивать артикуляцию, общую и мелкую моторику рук, мышление.
Предварительная работа: наблюдения в природе, закрепление зимних примет, рассматривание иллюстраций о зиме.
Методические приемы: рассказывание, беседа, показ, практическая работа
Материал и оборудование: артикуляционная гимнастика с картинками, флеш карточки, набор карт и раздаточный материал к игре "Сетка памяти", картина с изображением зимнего пейзажа, оборудование для аппликации, ИКТ презентация .
Словарная работа: суровая, снежная, студеная, зимние забавы.
Ход занятия
Сюрпризный момент
Раздается видеозвонок из Африки. Здравствуйте ребята! Меня зовут Почемучка. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. В благодарность за помощь, я оправляю вам посылку, но ее вы, пожалуйста, должны открыть в конце занятия.
Ребята, как вы думаете, почему Почемучка не знает о зиме? (Слушаю варианты ответов).
Нам с вами надо будет много говорить, для того, чтобы помочь. Для этого проведем артикуляционную гимнастику с картинками: заборчик, дудочка, окошко.
Чистоговорка
Озы - озы - озы - стоят у нас морозы
Зи - зи - зи – саночки вези
Оза - оза - оза на окне ледяная роза
Озе - озе - замерзнешь на морозе
Ну, вот наш язычок готов рассказывать о зиме.
Выкладываются картинка зима, осень, весна, лето. Для того, чтобы Почемучка узнал получше о зиме, надо ему рассказать о следующем:
А что такое зима?
Какое время года было до зимы? Какое время года будет после зимы? Сколько месяцев у зимы? Какая бывает зима?
Игра "Какой день бывает зимой"
Если мороз - , если ветер - , если холод - , если солнце - , если в декабре - , если в январе - , в феврале - . Дети подбирают прилагательные.
Ребята, а теперь мы расскажем Почемучке, как люди одеваются зимой.
Игра сетка памяти "Зимняя одежда"
Раздаю разлинованный на шесть частей лист бумаги, с находящимися в каждой из частей картинок зимней одежды (шапка, шуба, валенки, теплые штаны, варежки, шарф). Показываю сетку ребенку в течение примерно десяти секунд, а затем убираю. Даю ребенку пустую сетку и шесть карт с тем же шестью картинками.
Прошу детей положить эти картинки в клетки пустой сетки в том же порядке, какой был ему показан. Показываю контрольную сетку и проверяю все ли картинки находятся в правильном порядке.
Музыкальная физминутка "Разминка снеговиков"
Игра флеш карты "Зимние забавы"
Показываю карточки с зимними забавами (дети играют в снежки, катаются на санках, катаются на коньках, ходят на лыжах, строят горку).
Предлагаю рассказать о зиме по схеме:
Ребята, мы с вами постарались рассказать Почемучке о зиме. Я предлагаю подарить ему подарок от нас. Нам осталось немного доделать нашу картину.
А для того чтобы наши пальчики слушались нам нужно сделать пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пришли во двор гулять: Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли -
Съели суп и спать легли!
Продолжаем работу над картиной. Сворачиваем ее в рулон, отправляем Почемучке. "Вспоминаю", что нам Почемучка прислал посылку. Открываем и рассматриваем карточки о животных Африки.
Итог занятия
Спрашиваю, что понравилось на занятии у каждого ребенка.