Составление рассказа по серии сюжетных картин в подготовительной к школе группе "Как мы птицам помогали зимой?"

Цель занятия: продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Задачи:

  • продолжать учить детей составлению монолога смешанного типа по серии сюжетных картин;
  • формировать навык целенаправленного восприятия серии картин;
  • закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях;
  • активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы".

Оборудование: серия сюжетных картинок "Как помочь птицам зимой?", серия сюжетных картин "Как дети помогают зимующим птицам?", магнитная доска, картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, снежинки, раскраски зимующих птиц.

Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением: В. Бианки "Синичкин календарь", А. Яшин "Покормите птиц зимой", Б. Брехт "Зимний разговор через форточку", Э. Шим "Как воробей теплый угол искал"; наблюдение за птицами на территории детского сада; лепка "Птицы у кормушки"; игры: "Подбери действия", "Подбери признаки".

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой "Морозы".

Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозик, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
Ведь очень голодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем? Их надо кормить.
И тогда им будет легко переносить холода.

Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года описано в стихотворении? (Зима)
- А вы любите зиму? За что вы любите зиму? (ответы детей)
- Молодцы! Я предлагаю вам поиграть.

Игра "Закончи предложение"

Дети отвечают на вопрос "За что я люблю зиму?" заканчивая предложение "Я люблю зиму, потому что…"

- А как вы думаете, все ли рады зиме? Почему? (Голодно, холодно животным, птицам. Холодно людям, работающим на улице. Трудно чистить дороги, когда много снега и др.)
- Верно. Ребята, давайте вспомним и назовем зимующих птиц. Почему их так называют?
- Так как же птицам живется зимой?

- А сейчас отгадайте загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

- Ребята, для чего нужна кормушка? Чем питаются птицы? (кормом, крошками хлеба, семена деревьев и кустарников, ягоды рябины, семечками)
- А летом?

- А куда мы вешаем кормушку, чтобы птицам было удобно? (на дерево)
- Правильно, на деревья. Давайте и мы с вами повесим наши кормушки на деревья

Физкультминутка

Руки подняли и помахали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем, крылья мы сложим назад.
Посмотрите, сколько птиц слетелось на нашу кормушку.

Воспитатель: Ребята, а еще мы можем с вами порадовать птиц и составить рассказ по картинкам. (На доску выставляется серия сюжетных картин "Как помочь птицам зимой?" в хаотичном порядке)

- Только вот я, кажется, все картинки перепутала. Посмотрите внимательно на каждую картинку. Как их нужно расставить по порядку правильно? (Детям дается несколько минут на рассматривание картинок. После этого воспитатель предлагает расположить их в нужной последовательности)

- Молодцы! А теперь давайте рассмотрим каждую картинку. (проводится обсуждение каждой картины)

Беседа по содержанию каждой картины

- Предлагаю внимательно рассмотреть каждую и ответить на вопросы.

Картина 1
Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине?
Во что одета девочка? Во что одет мальчик? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с птичкой? Почему птичка замерзла? Что решили сделать дети?

Картина 2
Что делают дети на этой картине? Что у мальчика в руках? Куда ребята положили воробышка?
Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?

Картина 3
Кого вы видите на этой картине? Где находятся ребята и птичка? Как одеты дети? Почему? А как выглядит воробей?
Что он делает? А что делают дети? Почему воробышек отогрелся?

Картина 4
Кого вы видите на этой картине? Что повесили ребята на березу в парке? Зачем? Что девочка насыпает в кормушку?
Где сидит воробышек? Какое настроение у детей?

- Давайте придумаем, как назвать наш рассказ.

Составление рассказа по серии картин

Воспитатель: Сейчас мы с вами составим рассказ по этим картинкам.
- Внимательно следите за рассказом товарища, чтобы быть готовым продолжить.
Далее дети по очереди составляют рассказ - по цепочке. При возникновении трудностей в составлении рассказа, принимает участие воспитатель, помогает наводящими вопросами, если ребенок затрудняется и т.д.

Как помочь птицам зимой?

Наступила суровая снежная зима. Однажды Маша и Витя пошли гулять в парк. Вокруг было много снега. Вдруг дети заметили воробушка. Он замерз и лежал на пушистом снегу. Маша взяла воробушка в ладошки. Он был холодный, как лед.

Дети решили помочь воробушку. Они посадили его в варежку и понесли домой. Дети шли быстрым шагом, они торопились. (Дети шли медленно, потому что боялись уронить воробушка)

Дома было очень тепло, и воробушек быстро согрелся. Маша и Витя насыпали в блюдце зернышек. Они сидели и смотрели, как воробушек клюет. Они радовались, что спасли птичку от холода и голода. Дети заботились о воробушке несколько дней, пока не закончились сильные морозы.

Потом Витя смастерил кормушку. Дети снова пошли в парк. Витя повесил кормушку на ветку березы, а Маша насыпала в нее зернышек. Дети выпустили воробушка на волю, но он не боялся детей, потому что знал, что у него появились настоящие "друзья".

Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить еще несколько рассказов.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, о ком составляли сегодня рассказ?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать?
- Как отнеслись дети к воробушку в рассказе?

- Как можно помочь птицам зимой?
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?

- Чему научились?
- Что запомнили?

- А теперь я предлагаю позаботиться о птицах, которые прилетают на наш участок: развесим кормушки и насыплем в них корм, чтобы птицы были сытые, довольные и радостные.

Размер:
18.17 Kb
Скачали:
6