Цель: формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
- Правильно, а как вы догадались? (Потому что зазвенели ручьи, грачи прилетели. А это бывает только весной)
- Ребята, а какие еще изменения происходят в природе весной? (Тает снег, набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, небо становится голубым)
- Весна красивое время года. А чтобы вы увидели эту красоту я принесла вам картину.
- Но картину я принесла не просто так. Я предлагаю вам рассмотреть ее и составить каждому свой рассказ.
- А затем мы мы расскажем их друг другу и оценим, кто же у нас лучший рассказчик. Согласны? (да)
- Но рассказ должен быть связным. Состоять из полных предложений.
- Посмотрите, полюбуйтесь картиной какая она красивая! Какие краски в ней используются? (ответы детей)
- Ребята, а теперь посмотрим внимательнее, что нарисовано на картине?
- Кто был внимательным и помнит какое время года изображено?
- А по каким признакам можно догадаться, что тут изображена весна? (По яркому голубому небу, по пробивающейся зелени, по прилетевшим грачам)
- А как называются места где подтаял снег и стала видна земля? (проталины)
- Как думаете, что хотел сказать нам художник этой картиной? (Художник хотел нам рассказать о том, что пришла весна. Природа пробуждается, все возвращается к жизни)
- Какими словами можно описать небо. (Небо высокое, по - весеннему голубое, ясное)
- Расскажите о деревьях, которые изображены на переднем плане. (На переднем плане изображена береза. Она стоит в сугробе, листьев на ней еще нет, но дерево уже освободилось от снега, это говорит о том, что береза уже проснулась)
- Правильно, ребята. Какие еще деревья есть на этой картине? (Ели и сосны)
- Какого цвета у них хвоя? (Темно-зеленого цвета)
- Что вы видите вдалеке? (Вдалеке виднеется лес)
- Посмотрите, а кто еще находится на переднем плане? (Грачи)
- А что вы знаете о грачах? (Грачи - перелетные птицы, которые первыми возвращаются с юга. Обычно это происходит в середине марта, ближе ко второй половине месяца)
- А что находится в центре картины? (Вода)
- Что вы можете сказать о воде? (Вода темного цвета, а на солнце светлая, в ней отражается небо)
- Правильно, ребята. А посмотрите на верхушки деревьев, какие они ровные. Как думаете почему? (Нет ветра)
- Да, верно. А как можно назвать такую погоду? (Безветренная)
- А как думаете какая погода еще? (Солнечная, ясная)
- Ребята, а как можно назвать эту картину? (придумывают название)
- А теперь послушайте, как я опишу и составлю рассказ по картине о весне.
Эта картина называется "Весна". В ней художник рассказал о весне. Он показал пробуждение природы, возвращение ее к жизни. Об этом говорит, пробивающаяся сквозь снег, нежная зелень травы. Вдалеке виднеется лес, над которым высокое голубое небо.
А на переднем плане изображены грачи, которые ищут себе пищу. Художник запечатлел солнечный, безветренный день. Об этом нам говорят спокойные верхушки деревьев. А нежные веточки березы уже освободились от снежной шубки. И скоро на них появятся почки. Хороша весна!
- А теперь ребята, попробуйте вы рассказать о весне, изображенной на картине.
- Сначала вы должны рассказать о деревьях, стоящих вблизи. Потом о траве, пробивающейся сквозь снег.
- О цвете воды, в которой отражаются высокое голубое небо. Не забудьте сказать о особенностях погоды этого дня.
- А закончите свой рассказ словами о том, как хорошо и радостно весной.
- Кто готов рассказать?
Слушаю детей. Если дети затрудняются, напоминаю план. После каждого рассказа дается оценка.
- Ребята, чей вам рассказ понравился и почему?
- Я считаю, что лучший рассказ у …
- Давайте похлопаем ей. А теперь давай к отдохнем.
Грачи летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться.
Очень бесшумно
На землю садятся.
- Молодцы, ребята, из вас получились красивые грачи.
- А сейчас давайте поиграем.
Игра "Подбери слово"
- Я назову слово, а вы подберете к нему такое слово, о котором так можно сказать. Но это слово должно быть на картине.
- Про что можно сказать "весенний"? (про день, снег)
- Про что можно сказать "весенняя"? (про воду, траву, проталинку)
- Про что можно сказать "весеннее"? (про небо, солнце)
- Молодцы! Хорошо рассмотрели картину! Никак вас не запутать.
- О чем мы сегодня говорили? (о весне)
- Какие признаки весны вы запомнили? (перечисляют признаки весны)
- Какие птицы прилетают в конце марта? (грачи)
- А как называются места, где подтаял снег и виднеется земля? (проталины)
- Занятие закончим стихотворением о весне, которое я вам расскажу.
"Весна"
Что весной творится!
Прилетают птицы!
Тает снег и тает лед,
И на речках - ледоход!
Появляется трава,
Оживает поле.
Ливень льет как из ведра,
Гром грянет: "Весна" Ура!"
(М. Дружинина)
- Спасибо, ребята. Все старались, работали активно, дружно, были внимательными.
- А когда пойдете домой постарайтесь найти все признаки весны.