Образовательные задачи:
Образовательная область: "Речевое развитие".
Активизация словаря: капель, проталина, первоцвет, фотогалерея; прилагательными: весенняя, блестящий, узкий, темно – зеленый; глаголами: припекает, тает, раскрываются.
Оборудование и материалы: видеоклип А. Вивальди "Весна", фотография подснежников, загадки-карточки, карточка с рассказом о весне, карточка с игрой "Разговор с весной", игрушка "Волчок".
Предварительная работа: беседа о весне, наблюдение за весенними явлениями природы, заучивание стихов о весне.
Воспитатель: Ребята, сегодня, по дороге в детский сад ко мне подлетела сорока и передала красивый конверт. Я взяла конверт и принесла в детский сад, чтобы показать вам.
- Давайте вместе посмотрим, что в этом конверте. (Воспитатель открывает конверт и вынимает из него письмо)
- Ребята посмотрите здесь какое-то письмо? Предлагаю его прочитать.
"Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам сорока Белобока. Я живу далеко в лесу, на старом дереве. Совсем недавно я услышала на улице странные звуки. Я долго и внимательно прислушивалась, но так и не смогла разобраться, что это были за звуки.
-Дорогие мои ребята, я вас хотела бы попросить узнать, что за странные звуки я услышала, Я очень жду от вас ответа".
Воспитатель: Ребята поможем сороке ответить на ее вопрос? (ответы детей)
- Послушаем эти странные звуки. Кто догадался какие это звуки?
- Весна к нам приходит после какого времени года?
- Верно. Значит, сорока услышала звуки весны. Итак, мы с вами нашли ответ на вопрос.
- После долгого сна просыпается природа.
- Это самое прекрасное время года. Не зря говорят весна – красна. Первым месяцем весны является март. На земле по-прежнему лежит снег, бывают и морозы, бывает и снег валит, как будто снова зима возвращается.
- Но, если присмотреться, это совсем не похоже на зиму. Кончилась вьюга, метель, солнышко выглянуло и сразу весной повеяло. Ведь только в марте ослепительно сияет солнце. Лучи его греют лицо и руки.
- А зимой не бывает горячего и слепящего солнца. Солнышко сильнее пригревает, светит ярче, появляются сосульки, первые проталины.
- В полях журчат еще очень маленькие ручейки. А небо сейчас синее-синее, а по нему раскинулись пушистые облака. Ручейки, проталины, сосульки – это и есть признаки начало весны.
- На проталинах расправляя свои лепестки, вырастают подснежники. Вы хотите познакомиться с ними? Тогда я вас приглашаю на фотоэкскурсию.
- Посмотрите, как много здесь фотографий подснежников, их еще называют первоцветы.
- Как вы думаете, что означает слово "первоцветы".
- Подснежники – это многолетние цветы. Их никто не рассаживает, они вырастают сами и начинают цвести раньше всех, пробиваясь сквозь слои листьев и снега.
- Ребята, в каких местах мы их встречаем?
- Подснежники появляются в лесу на проталинах. Они нежные, душистые, первые разведчики весны, самые первые, самые смелые. Цветок вырастает из маленькой луковицы.
- В этой луковице собраны, накопленные за лето и осень, питательные вещества. А как они выглядят?
- Из луковицы вырастает только один цветок, а листья у подснежника узкие, блестящие, темно-зеленого цвета.
- Рвать подснежников нельзя, они быстро вянут, гибнут. Подснежники занесены в Красную книгу.
- Сейчас я вам предлагаю поиграть.
Игра "Украсим слова"
(воспитатель задает вопросы, дети на них отвечают)
- Солнце весной какое? (яркое, теплое, ослепительное)
- Небо весной какое? (синее, голубое, высокое, чистое, ясное)
- Облака какие? (пушистые, белые)
- Подснежник какой? (нежный, душистый, первый, смелый, красивый)
- Листья у подснежника какие? (темно-зеленые, узкие, блестящие)
- А сейчас я вас приглашаю к экрану и посмотрим как просыпается подснежник после зимы. (Просмотр видео)
- Молодцы ребята, давайте немножко отдохнем.
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а потом налево,
В центре круга соберемся, и обратно все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем и в лесочек попадем.
Здесь в лесу растут цветы, небывалой красоты .
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты
Ветер дует иногда, только это не беда
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки,
А потом опять встают и по- прежнему цветут.
Воспитатель: Молодцы ребята. Ну а сейчас я вас приглашаю на игру...
Игра "Поле чудес"
- Настя крутит волчок. Выпала карточка с загадками.
1. Хорошо гулять в лесу. Тихо утро раннее.
Чудо-песенка звенит на лесной проталинке,
Чей-то нежный голосок еле-еле слышан -
Кто, расправив лепестки, из-под снега вышел.
2. Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица - ... (грач)
3. Сели детки на карниз
И растут все время вниз.
4.Солнце, луч, сугроб, припек.
Появился… (ручеек)
4. Лежал, лежал.
Да в речку побежал.
5. Висит за окошком.
Мешок ледяной
Он полон капели,
Он пахнет весной.
- Крутим барабан. Выпал номер непростой. "Рассказ о весне" я начинаю фразу, а вы продолжаете.
- Весной с небес светит солнышко… (теплое, ласковое, яркое, ослепительное)
- Над головой небо… (чистое, ясное, голубое, синее)
- По небу раскинулись облака... (пушистые, белые)
- На лесной опушке слышатся… (птичьи песни)
- Перелетая с ветки на ветку, распевают песни синицы и кто-то звонко отстукивает клювом о сухое дерево? (дятел)
- В конце марта мы ждем первых пернатых гостей. Как только солнце сильнее пригреет землю, почернеют дороги, освободятся от снега поля, зажурчат ручьи, какие принцы прилетают? (грачи)
- А следом за ними кто прилетает? (скворцы, жаворонки)
- С крыш свисают что? (ледяные сосульки)
Воспитатель: Что делают в лужах уличные воробьишки? (весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть)
- Весна прилетела на солнечных крыльях и ребятки встречают наших пернатых гостей с юга, развешивают на деревьях скворечники, устраивают бесплатные столовые для милых гостей.
- Ведь наши пернатые гости защищают наши леса, сады, огороды, поля от вредителей. Молодцы, справились с заданием.
- Крутим барабан.
Игра "Разговор с весной"
Ну весна как дела (У меня уборка)
Для чего тебе метла (Снег смести с пригорка)
Для чего тебе ручьи (Мусор смыть с дорожек)
Для чего тебе лучи (Для уборки тоже)
Все помою, просушу
Всех на праздник приглашу.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (дети отвечают на вопросы воспитателя)
- Что вам больше всего понравилось?
- Что бы вам еще хотелось узнать про весну?