Конспект логопедического занятия "Путешествие по осеннему лесу"

Цели занятия:

  • активизировать словарь по лексическим темам: "Осень", "Дикие животные";
  • учить проводить звуковой анализ 3-х буквенных слов; определять местонахождение звука в слове; делить слова на слоги;
  • совершенствовать построение простых предложений с опорой на схему;
  • учить отвечать на вопросы полным предложением.

Материалы и оборудование: декорации осеннего леса, тучки, игрушка зайчик, фишки для звукового анализа, раздаточные картинки.

Ход занятия

Организационный этап

Логопед: к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и пожелаем им хорошего настроения!

Приветствие - самомассаж

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (потянуться)
Солнышко лучик к тебе протянуло, (поглаживание лба)
Солнышко щечку тебе поласкало, (поглаживание щек)

Доброго утра всем пожелало. (поглаживание подбородка)
Всем, всем, доброго утра!
Всем, всем, хорошего настроения!

Логопед:
В лес осенний, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы грибочек вдруг найдем!

Логопед: Грибов мы не нашли, но, посмотрите, сколько листьев вокруг!
- Когда бывает столько разноцветных листьев? (Осенью)

Основной этап

Появляется осень.

Осень: Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Я немного задержалась,
Все трудилась, наряжалась!

Логопед: Ребята, посмотрите как красиво все кругом!
- Давайте послушаем звуки осеннего леса. Что вы слышите?

Дидактическая игра "Послушай"

1. Шелест листвы

- Покажите, как шелестят листья. (потереть ладошки одна о другую)
- Что вы еще услышали? (ответы детей)

2. Шум дождя

- Покажите, как шумит дождь. (хлопки ладошки)

Дидактическая игра "Дождь"

Осень: Как замечательно вы показали дождик! А правила поведения в лесу вы знаете!?

Дидактическая игра "Назови правила поведения в лесу"

Дети перечисляют правила поведения в лесу.
Осень: Какие вы молодцы!
- А свои язычки вы к прогулке тоже приготовили?

Артикуляционная гимнастика

Логопед: Сейчас мы с вами покажем Осени, как мы умеем играть язычком. (выполняют артикуляционные упражнения)

"Прогулочная"

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот -
Тянутся вперед.

Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом.
На качелях оказался -
Вверх взлетал и вниз спускался.

Догадаться, кто бы мог:
Язычок наш, как грибок.
Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал.

То иголка, то лопата
Язычок у нас, ребята.
Вот и кончилась прогулка
Язычок скорей домой!

Логопед: Ребята, язычок спрятался в свой домик, а я приглашаю вас дальше на прогулку в осенний лес.
Осень: На полянку попадете, когда сквозь тучки вы пройдете.
Логопед: Ребята, кто может разогнать тучки? Давайте превратимся в ветерок и подуем на тучки.

Дидактическая игра "Слабый – сильный ветер"

Дети проходят на полянку, на ней разбросан мусор: бумага, камешки, палочки.

Осень:
Вот так ужас, вот беда,
Что же делать нам друзья?

Логопед:
Мы не станем унывать,
Мусор надо нам собрать! (под веселую музыку дети собирают мусор)

Логопед: Вот опять в лесу порядок! Ребята, послушайте, кто это плачет?
Осень: Это зайчонок Пим, он поранил лапку!
Логопед: Как мы можем помочь зайчонку? (называют варианты ответов)

- В лесу растет много лекарственных трав, давайте мы их вспомним. (подорожник, крапива, мать и мачеха, пижма, зверобой)
- Какой первый звук в слове зверобой?
- Какой последний звук в слове подорожник?

- Выдели интонацией последний звук в слове крапива?
- Какой ты звук выделил? Это гласный или согласный?

- Чем отличается гласный звук от согласного звука?
- Как мы обозначаем гласный звук, как обозначаем согласный звук?

Осень: Ребята, зайка Пим просит сделать звуковой анализ его имени. (дети садятся на места и делают звуковой анализ, один ребенок у доски)
- Молодцы, все справились! Я вас приглашаю немножко поиграть!

Физминутка "В лесу"

Мы немножко отдохнем, (встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны – вверх - вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (ходьба на месте)

За природой наблюдали. (повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели. (встать на носки, руки через стороны вверх и посмотреть вверх)

Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети. (присесть, руки на поясе)
А потом все дружно встали

Великанами мы стали. (встать на носочках, руки на поясе, спина прямая, тянемся вверх)
Дружно хлопаем, (хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (притопы на месте)

Хорошо мы погуляли
И немножечко устали. (дети присаживаются на свои места)

Осень: Кроме зайчика, каких животных вы знаете еще?
- Кого боится зайка?
- Поделите на слоги: лиса, волк. Сколько слогов?

Логопед: Как вы думаете, это дикие или домашние животные? Почему?
- Чем отличаются дикие животные от домашних?

Дидактическая игра "Четвертый лишний"

  • волк, белка, еж, корова;
  • лошадь, коза, корова, медведь.

Составьте предложение о диких животных по схеме.

Осень:
Быстро прошло время,
И вам нужно возвращаться.
На память я вам подарю
Небольшие подарочки.

Слушайте, дети, каждый цветочек,
Каждую травинку ты береги.
Другим детям – всем своим друзьям –
Тоже об этом скажи!

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Итог занятия

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес.
- Вам понравилось? Чем?

Размер:
18.08 Kb
Скачали:
5