Конспект по речевому развитию детей 5-6 лет "Картина К.Ф. Юона "Мартовское солнце"

Цель занятия: формировать умение рассказывать по картине Константина Федоровича Юона "Мартовское солнце".

Задачи:

  • познакомить детей с картиной Константина Федоровича Юона "Мартовское солнце";
  • развивать способность понимать и анализировать средства выразительности; подводить к пониманию замысла автора;
  • познакомить с образцом рассказа, продолжать знакомить со структурой описательного рассказа через игровой прием "солнышко";
  • упражнять в умении выделять изображенные конкретные объекты и давать им соответствующие названия;
  • учить устанавливать взаимозависимости между объектами, выделение главных и второстепенных признаков картины;
  • упражнять в использовании предложений со сложноподчинительной связью;
  • формировать умение употреблять языковые средства выразительности: сравнивать объекты по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Оборудование и материалы: видеозапись-приветствие и рассказ по картине Карандаша, запись П.И. Чайковского "Март. Песня жаворонка", репродукция картины К. Юона "Мартовское солнце", модель по описательному рассказу, 2 подзорные трубы

Ход занятия

Первая образовательная ситуация

Введение игрового персонажа Карандаш (через видеозапись), внесение картины
- И снова здравствуйте дети. Я рад нашей с вами встрече. Хочу вначале сказать, что посылку вашу получил.

- Рисунки "Первый снег" - у меня на выставке, они очень красивы. (показ выставки)
- Сегодня я хочу рассказать вам еще об одной картине. (изображение картины на экране, созерцание под музыку)

Искусствоведческий рассказ (через видеозапись от имени Карандаша)

Картина Константина Федоровича Юона называется "Мартовское солнце". Художник изобразил лирику зимнего пейзажа и раннюю весну. Мы видим всадников – деревенских ребятишек, мчащихся по улице.

Картина живописца Константина Федоровича Юона "Мартовское солнце" (1915 год)Картина живописца Константина Федоровича Юона "Мартовское солнце" (1915 год)

Наверно, родители им дали какое-то поручение, и они спешат его выполнить. Позади, рядом с жеребенком бежит небольшая собачонка, стараясь не отставать. На обочине дороги лежит слегка подтаявший снег.Небо занимает основную часть полотна, оно просвечивает сквозь голые ветви деревьев и сливается на горизонте с заснеженной улицей.

По голубоватому бескрайнему небу медленно передвигаются небольшие барашки легких облаков. Воздух чист, но еще немного морозный. Художник не нарисовал солнце, но по длинным ярко фиолетово-синим теням, лежащим на снегу, освещению картины мы понимаем, что его лучи буквально заполонили все пространство. Деревья весне очень рады.

Белолицые березки вытянули свои стволы, словно пытаясь быть поближе к солнышку. Тополя греют свои могучие стволы. На заднем плане деревенские дома. Еще вчера на улице стоял мороз, небо было темно-серым, дул пронзительный ветер.

А сегодня чувствуется близкий приход весны. Окажись я в этот момент на улице, я бы почувствовал движение во всем: скачут лошади, прыгает собачка, резвится жеребенок, радуются люди, животные и вся природа.

Похрустывает снег под копытами бегущих лошадок, а лицо приятно обдувает теплый ветерок. Тщательно подобранные художником краски – сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого – придали необыкновенную свежесть весеннему дню. Вся картина олицетворяет весеннее настроение, праздник.

За это мне и нравится картина "Мартовское солнца". Она – гимн радости, счастья, чуда.

- Ребята, вам понравилась картина? А мой рассказ о ней?
- Мне пора. Вас я попрошу составить по картине такие же красивые и интересные рассказы.
- А завтра, превращайтесь в художников и нарисуйте свою картину "Мартовское солнце". Не забудьте, пошлите их мне посылкой. До скорой встречи.

Анализ педагогом с обращением внимания к модели описательного рассказа

- О чем сначала рассказал Карандаш? (ответы детей)
- Какой лучик солнца вам об этом подсказал?
- О чем потом он стал рассказывать?

- Какой лучик солнца подсказал, что надо сказать о главном на картине?
- Что еще описывал Карандаш?
- Какими словами?

- Как Карандаш описал деревья, снег, небо?
- Какие лучики ему помогли?
- Какие цвета использовал художник?

- Какой луч подсказал, что надо сказать об этом?
- О чем предположил Карандаш, что было вчера на улице?
- Какой лучик ему подсказал?

- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?
- Подсказка какого лучика ему помогла?

- Чем Карандаш закончил свой рассказ?
- Покажите, какой лучик обозначает конец рассказа.

Этап с "подзорной трубой"

- У нас в группе есть картина К.Ф. Юона "Мартовское солнце". (картина выставляется на мольберт)
- Предлагаю вам поиграть с подзорной трубой и с ее помощью назвать те объекты картины, которые вы в нее увидите.

- Но есть правило – называть по одному объекту, и передавать подзорную трубу соседу. (2 подзорные трубы передаются слева и справа к центру)
- Что ты увидел?

Этап "Ищу друзей"

- Мы с вами назвали многие объекты, изображенные на картине. А сейчас я начну, а вы продолжите игру "Ищу друзей".
- Правила такие: я называю, что-то изображенное на картине, а вы называете тот предмет который с мною названным дружит, например мальчик – главный, его друг – конь, он на нем скачет очень быстро.

Небо - …, деревья - …, солнце - …, собака - …, тени - …, снег - …, дома - …, облака - … и т.д.

Этап "Подбери такое же по цвету"

- А сейчас поиграем в игру "Подбери по цвету" Я вам загадываю загадку, а вы отгадываете ее на картине. Сначала начну я, потом вы продолжите играть сами.
- Например, я говорю: белый как сахар. Что же на картине нарисовано похоже по цвету на сахар. Да, снег на крышах домов.

Голубой как незабудки. Черный как уголь. Золотистый как драгоценный камень. Розовый как домик Барби. Сиреневый как ветка цветущей сирени.

Заключительная часть

Поощрение детей, закрепление знаний о картине через вопросы.
- Как называется картина, с которой вы сегодня познакомились?
- Кто ее автор? Какие детали главные в картине?

- Какие детали, помогают художнику показать окружающий мир?
- Какие цвета использовал художник при написании картины?
- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?

Напоминание о просьбе Карандаша – нарисовать свою картину "Мартовское солнце".

Вторая образовательная ситуация

- Ребята, отгадайте загадку.

Все теплее братец-ветер,
И в весенней куртке Петя,
Снег темнеет, чахнет, тает,
В какой месяц так бывает? (в марте)

- Правильно, в марте. С какой картиной мы с вами познакомились на прошлой нашей встрече. Кто ее автор? (картина выставляется на мольберт)
- Ой, а что это приколото к картине сзади. (конверт с изображением Карандаша)
- Это письмо от нашего друга.

"Извините, сегодня не смог приехать к вам. Прошу, не теряйте интереса. Ваши картины хороши. Хочу услышать и красивые и интересные рассказы, запишите их для меня на этот диктофон, а я потом послушаю, когда вы мне пришлете их по электронной почте".

Этап "К нам пришел волшебник: я могу слышать, чувствовать запахи, ощущать руками, кожей"

- Сегодня мы станем волшебниками и будем совершать путешествие по времени.
- В первой игре, мы перенесемся на деревенскую улицу и услышим своими ушками, почувствуем носом, кожей и руками, то, что происходит вокруг нарисованного события.

- Закрывайте глазки, начинайте представлять себе, что вы слышите, чувствуете, ощущаете. (музыка)
- Что вы услышали своими ушками? Что вы почувствовали кожей лица? А что ощутили руками? Что вы почувствовали носом?

Этап "Путешествие по времени"

- Дальше по времени идет наше путешествие. Представьте себе, что происходило на этой улице утром, ночью, вчера?
- Что делали мальчики вчера?

- Какие события в жизни собаки были вчера?
- А теперь, подумайте и скажите: что будет после со снегом, мальчиками, деревьями, собакой и лошадьми.

Этап самостоятельное составление рассказов детьми

- Как Сережа начал свой рассказ?
- О чем Сережа говорил потом?
- Чем закончил Сережа свой рассказ?
- Что вам понравилось в рассказе мальчика?

Заключительная часть

- Поощрение детей, закрепление знаний о картине через вопросы.
- Как называется картина, про которую вы составляли свои рассказы? ("Мартовское солнце")
- Кто ее автор? (русский живописец Константина Федоровича Юон)

- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?
- Вечером мы еще послушаем и запишем ваши рассказы о картине. А потом пошлем их по электронной почте Карандашу.

Размер:
20.43 Kb
Скачали:
3