Занятие по развитию речи "Составление рассказа по картине А.А. Пластова "Первый снег"

Задачи занятия:

  • познакомить детей старшей группы с картиной художника Аркадия Пластова "Первый снег";
  • учить анализировать искусствоведческий рассказ взрослого по вопросам;
  • познакомить с моделью описательного рассказа по картине;
  • актуализировать имеющийся опыт рассказывания в процессе знакомства с произведением живописи.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, игрушка бибабо "Карандаш", видео – обращение Карандаша, репродукция картины А.А. Пластова "Первый снег", запись Илья Бешевли "Снежный Вальс", модель описательного рассказа Солнышко.

Ход занятия

Вводная часть

Сюрпризный момент – появление на интерактивной доске игрушки бибабо "Карандаш". (видеозапись изготовлена заранее)
- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Конечно, я - Карандаш! (Открывается чемоданчик, в котором лежат карандаш, кисть, бумага, палитра)
- Ребята, посмотрите, что лежит у меня в чемоданчике...

Карандаш, палитра, кисть,
И бумаги белый лист.
Есть еще мольберт-треножник,
Потому, что я … (художник)

- Как вы думаете, где можно увидеть картины художников? (ответы детей)
- Я решил вам помочь: познакомить вас с картинами известными на весь мир. Я послал вам посылку. Она пришла к вам? (нет, в этот момент стук в дверь)

- Это наверно ее принесли... (Педагог разворачивает конверт и выставляет картину на мольберт)
- Посмотрите на нее. (созерцание картины)

Основная часть

Карандаш: Послушайте мой рассказ о картине. (изображение меняется, на экране также картина "Первый снег")

Картина А. Пластова "Первый снег" (1946 г)Картина А. Пластова "Первый снег" (1946 г)

Эту картину написал Аркадий Александрович Пластов. Она называется "Первый снег".

Ранним утром в доме стало очень светло. Дети проснулись, увидели за окном первый снег и выбежали на улицу. Брат и сестра собирались на улицу очень быстро, девочка накинула лишь большой пуховый платок поверх платья, но младшего брата одела теплее: на нем теплое пальто, шапка-ушанка.

Ноги детей обуты в валенки – обычную деревенскую зимнюю обувь. Брат и сестра и заворожено смотрят на падающий с неба снег. Мягким белым ковром покрывают миллионы кружащихся в танце снежинок землю, деревья, дома. Это зрелище поражает и завораживает их – видно, что они очень долго ждали этого события.

На лицах детей радость, удивление и восторг, улыбки – чистые, искренние. Около дома в палисаднике растет береза и куст. Недавно они были голые, а сейчас их ветки покрыты снегом. Вся земля покрыта пушистым снегом. Только около палисадника проталинка, снег ее не укрыл.

Рядом важно ходит ворона. На заднем плане картины – дома. Их крыши покрыты снежным покрывалом. И над всем этим серо-сизое небо, покрытое темными тучами. В этой картине Пластов использует белые, серые, светло-коричневые и розовые цвета, поэтому картина вызывает светлые и радостные чувства.

Когда Аркадий Пластов рисовал эту картину, он думал о красоте русской зимы, первого снега, о том, какое чудо совершилось в жизни детей.

Мне очень понравилась эта картина. Я вспомнил, как я увидел первый снег и тоже очень обрадовался! Вам понравилась картина? А мой рассказ о ней?

Мне пора идти в другой сад к ребятам, а вас попрошу составить по картине такие же красивые и интересные рассказы. А завтра, превращайтесь в художников и нарисуйте свою картину "Первый снег". А чтоб я их увидел, пошлите их посылкой. До скорой встречи!

Анализ рассказа

- О чем сначала рассказал Карандаш?
- О чем потом он стал рассказывать?
- О чем еще интересном рассказал Карандаш?

- Как Карандаш описал детей, что их удивило?
- Как он описал окружающую детей обстановку?

- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?
- Чем Карандаш закончил свой рассказ?

Знакомство с моделью составления описательного рассказа

- Для того чтобы вам было легче составлять рассказ по картине, к нам в гости заглянуло Солнышко, оно поможет вам составить свой рассказ.
- На каждом лучике Солнышка, что-то нарисовано. Посмотрите.

- Рассказ всегда будем начинать с лучика, направленного вверх, тут нарисована картина. Этот лучик поможет нам составить начало рассказа, о том, как называется картина, и кто ее написал.

- Дальше лучики имеют свои номера. Первый – самый главный, он указывает нам на то, что самое главное в картине.
- Второй, третий, четвертый и остальные лучики показывают нам то, что на картине много нарисовано другого, и о каждом надо не забыть рассказать.

- Лучик с изображением часов подсказывает, может вы захотите сказать о том, что случилось с детьми после того, как они вернулись домой или что с ними случилось до изображенного на картине.

- Лучик с изображением палитры подсказывает нам, что надо внимательно посмотреть на картину и назвать те цвета, которые художник использовал при описании картины. Лучик "облачко/тучка" подсказывает нам о том, что сейчас надо сказать о мыслях художника, когда он рисовал эту картину.

- А последний лучик с ладонью человека говорит о том, что надо подумать и сказать, почему тебе понравилась или не понравилась картина.

Составление детьми самостоятельных рассказов

После рассказа ребенка проводится его анализ. (2-4 рассказа)

- Как Паша начал свой рассказ?
- О чем он сказал потом?

- О чем еще рассказал мальчик?
- Чем закончил свой рассказ по картине? Что вам понравилось больше всего в рассказе Павлика?

Заключительная часть

Поощрение, оценка наиболее удачных отрывков рассказов, напоминание о том, что Карандаш просил нарисовать ему свои картины "Первый снег" и прислать ему посылкой.

Размер:
17.24 Kb
Скачали:
3