Задачи занятия:
Оборудование и материалы: интерактивная доска, игрушка бибабо "Карандаш", видео – обращение Карандаша, репродукция картины А.А. Пластова "Первый снег", запись Илья Бешевли "Снежный Вальс", модель описательного рассказа Солнышко.
Сюрпризный момент – появление на интерактивной доске игрушки бибабо "Карандаш". (видеозапись изготовлена заранее)
- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Конечно, я - Карандаш! (Открывается чемоданчик, в котором лежат карандаш, кисть, бумага, палитра)
- Ребята, посмотрите, что лежит у меня в чемоданчике...
Карандаш, палитра, кисть,
И бумаги белый лист.
Есть еще мольберт-треножник,
Потому, что я … (художник)
- Как вы думаете, где можно увидеть картины художников? (ответы детей)
- Я решил вам помочь: познакомить вас с картинами известными на весь мир. Я послал вам посылку. Она пришла к вам? (нет, в этот момент стук в дверь)
- Это наверно ее принесли... (Педагог разворачивает конверт и выставляет картину на мольберт)
- Посмотрите на нее. (созерцание картины)
Карандаш: Послушайте мой рассказ о картине. (изображение меняется, на экране также картина "Первый снег")
Эту картину написал Аркадий Александрович Пластов. Она называется "Первый снег".
Ранним утром в доме стало очень светло. Дети проснулись, увидели за окном первый снег и выбежали на улицу. Брат и сестра собирались на улицу очень быстро, девочка накинула лишь большой пуховый платок поверх платья, но младшего брата одела теплее: на нем теплое пальто, шапка-ушанка.
Ноги детей обуты в валенки – обычную деревенскую зимнюю обувь. Брат и сестра и заворожено смотрят на падающий с неба снег. Мягким белым ковром покрывают миллионы кружащихся в танце снежинок землю, деревья, дома. Это зрелище поражает и завораживает их – видно, что они очень долго ждали этого события.
На лицах детей радость, удивление и восторг, улыбки – чистые, искренние. Около дома в палисаднике растет береза и куст. Недавно они были голые, а сейчас их ветки покрыты снегом. Вся земля покрыта пушистым снегом. Только около палисадника проталинка, снег ее не укрыл.
Рядом важно ходит ворона. На заднем плане картины – дома. Их крыши покрыты снежным покрывалом. И над всем этим серо-сизое небо, покрытое темными тучами. В этой картине Пластов использует белые, серые, светло-коричневые и розовые цвета, поэтому картина вызывает светлые и радостные чувства.
Когда Аркадий Пластов рисовал эту картину, он думал о красоте русской зимы, первого снега, о том, какое чудо совершилось в жизни детей.
Мне очень понравилась эта картина. Я вспомнил, как я увидел первый снег и тоже очень обрадовался! Вам понравилась картина? А мой рассказ о ней?
Мне пора идти в другой сад к ребятам, а вас попрошу составить по картине такие же красивые и интересные рассказы. А завтра, превращайтесь в художников и нарисуйте свою картину "Первый снег". А чтоб я их увидел, пошлите их посылкой. До скорой встречи!
- О чем сначала рассказал Карандаш?
- О чем потом он стал рассказывать?
- О чем еще интересном рассказал Карандаш?
- Как Карандаш описал детей, что их удивило?
- Как он описал окружающую детей обстановку?
- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?
- Чем Карандаш закончил свой рассказ?
- Для того чтобы вам было легче составлять рассказ по картине, к нам в гости заглянуло Солнышко, оно поможет вам составить свой рассказ.
- На каждом лучике Солнышка, что-то нарисовано. Посмотрите.
- Рассказ всегда будем начинать с лучика, направленного вверх, тут нарисована картина. Этот лучик поможет нам составить начало рассказа, о том, как называется картина, и кто ее написал.
- Дальше лучики имеют свои номера. Первый – самый главный, он указывает нам на то, что самое главное в картине.
- Второй, третий, четвертый и остальные лучики показывают нам то, что на картине много нарисовано другого, и о каждом надо не забыть рассказать.
- Лучик с изображением часов подсказывает, может вы захотите сказать о том, что случилось с детьми после того, как они вернулись домой или что с ними случилось до изображенного на картине.
- Лучик с изображением палитры подсказывает нам, что надо внимательно посмотреть на картину и назвать те цвета, которые художник использовал при описании картины. Лучик "облачко/тучка" подсказывает нам о том, что сейчас надо сказать о мыслях художника, когда он рисовал эту картину.
- А последний лучик с ладонью человека говорит о том, что надо подумать и сказать, почему тебе понравилась или не понравилась картина.
После рассказа ребенка проводится его анализ. (2-4 рассказа)
- Как Паша начал свой рассказ?
- О чем он сказал потом?
- О чем еще рассказал мальчик?
- Чем закончил свой рассказ по картине? Что вам понравилось больше всего в рассказе Павлика?
Поощрение, оценка наиболее удачных отрывков рассказов, напоминание о том, что Карандаш просил нарисовать ему свои картины "Первый снег" и прислать ему посылкой.