Конспект НОД по рассматриванию картины А. Куинджи "Березовая роща"

Программное содержание:

  • продолжать знакомить детей с пейзажем, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту родной природы;
  • формировать представления о выразительных средствах, которые использовал художник;
  • учить высказывать свои впечатления о картине.

Предварительная работа: наблюдения в окружающей природе, заучивание стихов, рассматривание пейзажных картин.

Ход занятия

Воспитатель: Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Увидеть ее красоту помогают нам художники. Как называются картины, которые они рисуют?
Дети: Пейзажи. Художники-пейзажисты.

Воспитатель: У нас в России много замечательных художников-пейзажистов. С картинами некоторых из них мы уже знакомились. Назовите их. (Дети вспоминают и называют)
- Перед вами картина Архипа Ивановича Куинджи "Березовая роща". Художник Куинджи очень любил родную природу и по-своему передавал ее красоту.

Картина А.И. Куинджи "Березовая роща"Картина А.И. Куинджи "Березовая роща"

- Что художник изобразил на этой картине? (Дети высказываются)

Воспитатель: А сейчас послушайте голоса леса и представьте себя в этой роще. (Включает грамзапись)

- Мы с вами попали в березовую рощу в первой половине дня, когда еще не рассеялась утренняя свежесть росы. Листва деревьев пронизана лучами, стволы берез освещены солнцем.

- Особо притягивает родничок среди поляны. Вода в нем кажется холодной, свежей. По течению воды наш взгляд перемещается на задний план картины, и будто сами пробираемся через чащу. И вот оказались на залитой солнцем поляне. Какое настроение создает у вас эта картина? (радостное, веселое, приятное, хорошее)

Воспитатель: Когда вы смотрите на картину, как вы думаете, что художнику кажется красивым? Дети высказываются.
- А что больше всего привлекло ваше внимание?
- Какой день в какое время года изобразил художник? Дети: Летний солнечный день.

- Верно. В картине художник блестяще передал состояние летнего солнечного дня. Свет пронизывает белые стволы берез, заливает поляну, четко обрисовывает контуры леса. Картина завораживает своей удивительной солнечностью, радостностью.
- Какие краски нужны были художнику, чтобы показать нам всю эту красоту? (Зеленая, голубая и т. д.)

- Давайте посмотрим повнимательнее и определим поточнее цвет зелени на картине, ведь она разная. Посмотрите, какой цвет вот здесь на переднем плане? (Темно-зеленый)
- Правильно. Передний план картины погружен в холодную изумрудную тень от невидимых нам крон деревьев. А теперь посмотрите на эту лужайку. Какого она цвета?
- Почему? (Лужайка светло-зеленого цвета. Она освещена солнцем)

Воспитатель: Верно. Рядом с темно-зеленой тенью желто-зеленый, залитый солнцем сияющий луг. А теперь расскажите, как написан лес.
Дети: Лес густой, темно-зеленый, но верхушки и края деревьев светлее, потому что они освещены солнцем. Солнце кое-где пробивается сквозь ветки деревьев.

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, как ветви берез на фоне темного леса кажутся кружевными. Легкая голубоватая дымка создает ощущение, что картина наполнена воздухом. А как. каким приемом художнику удалось показать, что стволы березок тоже освещены солнцем?
Дети: белой краской, белыми мазками.

Воспитатель: Правильно, солнце, его ослепительный свет несет радость в эту картину. Послушайте пьесу П.И. Чайковского и скажите, одинаковое ли настроение у картины и музыкального произведения?
- Возможно вам вспомнятся подходящие к этим произведениям (картине и музыке) стихи. А кто не сможет вспомнить стихи, пусть придумает свое название картины. (Дети слушают. После слушания читают стихи, высказываются)

- Сегодня картина А.И. Куинджи еще раз напомнила нам: посмотрите, как красива родная природа.
- Можно заучить стихи, прочитать отрывок:

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый.
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.

Лето (И. Суриков)

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни глянешь,
Все кругом светло.

По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.

Дремлет лес: ни звука, —
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.

Яркое лето. Жаркое лето.
В белое платье березка одета.
Красные серьги горят на малине,
Небо в рубашке немыслимо синей.
Доброе лето. Щедрое лето...

Г. Регистан
Лес, русский лес!
Всех лесов на Земле ты красивей.
Лес. русский лес!

Ты богатство и гордость России.
Лес, русский лес,
Вечно радуй людей и расти до небес!

Для воспитателя:

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа.

Войдем и сядем под корнями
Дерев, поимых родником, -
Там, где обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке лесном.
Ф. Тютчев

Сияет солнце, воды блещут
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостью трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир цветущий, мир природы
Избытком жизни упоен.
Ф. Тютчев

Березовая роща

Хороши березовые светлые рощи! Как только сойдет в лесу снег, набухнут на березах смолистые душистые почки. В эти весенние дни березки угощают нас живительным сладким соком.

Далеко разносится в роще веселая песенка голосистого дрозда. С дерева на дерево перелетают шустрые синички. Чудесным ковром расстилаются под березами голубые и белые подснежники.

Хорошо в березовой роще и в летнюю знойную пору! Под дуновением легкого прохладного ветерка шелестит сочная молодая листва. Пахнет спелой душистой земляникой. Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берез, где по синему летнему небу плывут белоснежные облака.
(По И. Соколову-Микитову)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!