Конспект логопедического занятия на тему "Люблю березку русскую"

Занятие проводится в подготовительной группе для детей ОНР.

Цель: дифференцировать разные типы текстов (художественное и деловое описание), понимать их специфику и место использования в речи, составлять разные типы текстов на одну и ту же тему.

Задачи:
- формировать умение разгадывать ребусы;
- развивать умение подбирать родственные слова к слову береза;

- закреплять навык словообразования: прилагательных от существительных и сложных прилагательных, путем слияния двух основ;
- совершенствовать навык звукового анализа слов и умения составлять слова из букв;
- совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными в косвенных падежах);
- закреплять навык составления рассказа по картине с опорой на наглядно - графические схемы.

Материал:

- лепбук "Люблю березку русскую";
- задания на интерактивной доске: ребус: Береза, "Семейка слов" (подбор родственных слов), схеме составления рассказа о бересте;
- карточки для игры "Скажи какой, какая?";
- карточки для выполнения заданий по звуко–слоговому разбору слов и составлению слов из букв;

- карточки для игры "Есть – нет" (изображения берез от 1 до 12);
- опорные схемы для составления рассказа о березе в художественном и деловом стиле;
- символ – цветок для обозначения художественного стиля и символ – книга для обозначения делового стиля;
- цветные ручки, карандаши;
- символы–наклейки (березовые листочки и березовые веточки).

Ход:

Л. - Ребята, среди людей бывает дружба, ссора, помощь, обида, любовь.
Л. - И вот среди деревьев тоже бывает:
Д. - Дружба, и обида, и зависть, и помощь.
Л. - Сегодня, я вам хочу рассказать сказку о дереве, которое вы сейчас определите, разгадав ребус: (задание на ИД)

Ребус (береза)

Д. – Береза.
Л. – Ребята, а мы с вами уже начали делать лепбук "Березка" и я думаю, что мы как раз сегодня его закончим выполнять.
Л. – В одной красивой и зеленой роще росли по соседству 2 березки, подружки. А давайте, образуем семейку слов к слову береза. (задание на ИД)

Д. - Маленькая береза … (березка);
- Как можно назвать ее ласково (березонька );
- Роща, где растут березы (березовая);
- Как назвать березовый лес (березняк).

Л. – Каждый день березки любовались красотой, играли игры между собой. Вот и вам я предлагаю игру - задание "Скажи какая, какой":
Дети читают слова на карточках и составляют словосочетание:
Д. – береза – листочки (березовые листочки)
- береза – сережки - береза - роща
- береза – почки - береза - веник

- береза – кора - береза - аллея
- береза - ствол - береза – сок
- белое + лицо - белый + ствол
- черные + брови – белые + ноги
- тонкий + ствол - прямой + ствол

Л. – Интересные слова у нас получились: белолицая, белоствольная и чернобровая. Объясните, пожалуйста, почему так говорят о березе.
Д. – Береза белоствольная, потому что у нее кора белого цвета.
Д. – О березе говорят белолицая, потому что береза это как девушка – красавица с белым, красивым лицом.
Д. – Березу называют чернобровой, потому что у нее на коре черные полоски, похожие на брови.
Л. – Ребята, а кто из вас нам скажет, зачем черные полоски нужны березке.

Д. – Через черные полоски на стволе березка дышит.
Л. – Березки рассматривали, как красиво шелестят их листочки, под музыку ветра.
Д. - Одни были похожи на сердечки, поэтому березу часто называют сердечным деревом.
Л. – Так же у березок плавно двигались веточки. А веточки у них …

Д. – Веточки у берез, как длинные, зеленые косички, свисают как зеленые гирлянды, украшая березку. Две команды березовые листочки и березовые веточки (наклеиваются наклейки). Работа в парах.
Л. – Ребята, вы помните , что на березовой роще росли 2 березки – подружки. Выберите себе пару, с кем вы будете выполнять следующее задание.
Задания на березовых листочках и березовых веточках. После выполнения листочки и веточки приклеиваются на изображение березки, которое заранее нарисовано на одной странице лепбука.

Л. – Вы должны будете разобрать слова по звукам (ствол, листочки, почка, роща, кора, крона) и составить слова из букв (сережки, веточки, сарафан, древесина, веник, береста).

Е

Б

Е

Р

Т

С

А

4

1

2

3

6

5

7

 

 

 

 

 

 

 

(Береста)
Л. - Ребята, а кто из вас расскажет нам, что такое береста? (используется схема на ИД).
Д. – Береста это верхний слой коры березы. Снаружи она белая, а внутри желто – коричневая. Раньше на Руси, на коре березы писали письма, пока не появилась бумага. Писали по бересте острым ножом или углем. Из бересты изготавливают шкатулки, туески, лукошки и коробки. Так же из бересты делают лечебные мази.

Л. – Очень любили березки танцевать под музыку ветра.
Физминутка "Веселая береза"
Березка в белом сарафане (шаги на месте)
Весною водит хоровод (руки на поясе),
Звенит сережками тихонько (повороты в правую и левую сторону)

И птичек в гости все зовет (ритмичные взмахи руками к себе).
Раскроет свои руки-ветки, (руки в стороны),
Опустит ветки-пальцы вниз (сводят руки к центру вниз).
Подставит солнышку листочки (ритмичное покачивание рук над головой)
И всех благодарит (поклоны головой.)

Л. – Мы с вами тоже можем оказаться в березовой роще и поиграть в игру: "Есть - нет".
Ребенок берет карточку, рассматривает и говорит, сколько берез на ней нарисовано. Сосед говорит, что у него нет такого количества берез, но зато есть другое количество.

Д. – У меня есть 2 березы.
- А у меня нет 2 берез, а есть 5 берез.
- У меня нет 5 берез, а есть 3 березы.
- У меня нет 3 берез, а есть 4 березы. и т.д.

Л. - Как – то раз подул сильный ветер и одна из березок покосилась. Шло время и одна из березок, превратилась в стройную красавицу, а другая осталась изогнутая. Возгордилась красавица и стала смеяться над подружкой.
Она хвалила себя как могла. Ребята, расскажите о березке красивыми слова, как художник рисует красками картину.
Художественный рассказ с опорой на картинки

Д. – Нет дерева прекраснее березы. Наряд у меня чудесный. Только березка белоствольная, белолицая и чернобровая. У меня листочки, похожие, сердечки. Поэтому меня называют сердечным деревом. Веточки спускаются к низу, как зеленые косички. У меня есть нежные сережечки, которые украшают меня. Обо мне люди сочинили много стихов, песен. Нет меня прекраснее и изящнее!

Л. – Загрустила изогнутая березка. Обидно ей стало, что ее подружка забыла о дружбе детской. Но ребята, в лесу жила мудрая сова, которая подсказала, что оказывается изогнутый ствол, это не страшно. Главное, что березка приносит большую пользу и радость не только людям, но животным и птицам. Природа отдала приказ салютовать весне.

Дети читают стихотворение "Салют весне" З. Александровой, с движениями рук и ног.

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.

Приказ черемухе цвести,
Крапиве быть не злой.
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть.

Л. – Составьте описательный рассказ по схеме о березе.

Деловое описание по схеме

Д. – Береза - это лиственное дерево, которое растет в лесах, полях, деревнях и городах. У березы ствол белого цвета с черными полосками. У березы листья треугольные с зубчатыми краями. Цветет береза в апреле – мае сережками. На березе птицы строят свои гнезда. Зимой лоси и зайцы грызут кору дерева. Люди весной собирают почки, листочки из которых делают лекарства. Из веточек делают веники для бани. Из коры - бересты делают кузовки, корзинки, туески и лечебные мази. Из древесины делают березовую красивую мебель. Вот какое замечательное дерево – береза!

- Послушала красавица – березка свою подружку. И попросила у нее прощения. С тех пор они живут дружно в березовой роще и о плохом не вспоминают! Дружбой дорожи, забывать не спеши!
Л. – Молодцы ребята, много интересного вы рассказали и заполнили наш лепбук о березе.

Размер:
55.41 Kb
Скачали:
12