Занятие по подготовке к обучению грамоте "Согласный звук [д] и [д'], буква "Д". Звуковой анализ слова "Дымок"

Задачи занятия:

  • формирование умение объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов;
  • обогащение словарного запаса. Продолжение работы по составлению схем коротких предложений;
  • знакомство с буквой "Д";
  • развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, демонстрационный материал, тетради, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются)
- Сегодня я хотела бы пригласить вас в страну Знаний! Но я узнала, что недавно в стране произошло ужасное событие.
- Злой волшебник Буквокрад похитил Королеву Грамоты и спрятал в своем замке в самой высокой башне за семью замками.

- Но так как вы ребята умные и многому уже научились на занятиях по обучению грамоте, я надеюсь, что мы с вами станем командой спасателей и освободим Королеву Грамоту.
- Как вы думаете, сможем мы ей помочь? (Да!)
- Давайте немного подготовимся к нашему приключению.

Дыхательное упражнение "Мы подуем на плечо"

Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака

И остановимся пока.
Потом повторим все опять,
Раз, два, три, четыре, пять.

И.п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо - вдох.
- Голову вправо - выдох трубочкой. Голова прямо - вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, углубленный выдох.
- Голова прямо - вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. (повторить 2-3 раза)

Воспитатель: Ребята вы готовы к приключениям (ответы детей)
- Итак - вперед! (Слайд "Замок со страшной музыкой")
- На воротах замка 7 замков и нам надо открыть все замки.

- А чтобы они открылись, нужно пройти испытания - выполнить все задания. Готовы? (Да)
- Ну, тогда начнем.

Лексическое упражнение "Бежать - мчаться"

- Как вы понимаете слова и чем они отличаются.

  • Плакать – рыдать разговаривать - болтать
  • Играть - баловаться гореть – пылать
  • Зябнуть - мерзнуть есть - объедаться

- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, исчез первый замок.
- Ну что продолжим. А теперь давайте с этими словами придумаем предложения и зарисуем их в тетрадях. Проходите за столы. (Дети зарисовывают в тетрадях 2-3 схемы предложений. Анализируют предложения по плану)

  1. Сколько слов в предложении?
  2. Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
  3. Назовите следующее слово и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, ыполнили и это задание.
- Сколько замков осталось еще нам надо еще открыть? (5)
- Чтобы открыть следующий замок нам необходимо выполнить задание.

Лексические задания

- Отличаются ли эти слова: умный – рассудительный, большой – огромный, теплый – жаркий, крошечный - маленький?

Закончите предложение

  • Вчера был день теплый, а сегодня… (жаркий)
  • Это платье влажное, а это совсем … (мокрое)
  • Жучок крошечный, а мышка… (маленькая)
  • Мальчик молчаливый, а девочка … (неразговорчивая)
  • Это здание большое, а завод… (огромный)

- Скажи другими словами: Нарядный платок (красивый, разноцветный), суровая зима (холодная, морозная), огромный дом (большущий, громадный), отважный солдат (смелый, храбрый), искусный мастер (хороший, умелый).

Воспитатель: Вы выполнили и это задание. Молодцы! Мы так много уже с вами сделали пора и отдохнуть.

Музыкальная физминутка

- Продолжаем дальше.

Фонетическая зарядка

Дятел дуб долбил
Да не додолбил.

Дети сначала произносят скороговорку хором в медленном темпе (2-3 раза), затем два раза с "отключенным звуком", потом, постепенно ускоряя темпе, пробуют рассказать быстро.
- Вы такие молодцы, все задания выполняете правильно.
- Ну тогда продолжаем!

Анализ звука [д]

- Какой звук есть в каждом слове скороговорки?
- Что вы можете о нем рассказать?

Звук "Д" - согласный, произносить его помогают язык и зубы(кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами). Звук звонкий. В одних словах произноситься - мягко (дятел, день, дети), а в других - твердо (дом, дым, дорога).

Игра "Хлопни – топни"

- Мягкий звук [д] хлопаем, твердый - топаем.

Дятел, дом, дети, доктор, диван, динозавр, дудка, дракон, дерево

Звуковой анализ слова "Дымок"

Звуковая схемаЗвуковая схема

Дети зарисовывают зуковую схему в тетрадях, делят слова на слоги и выделяют ударение.
- Вот и следующий замок открылся.
- Осталось найти всего 2 замка до спасения королевы.

Знакомство с буквой "Д"

Педагог показывает букву "Д", и проговаривает стихотворения.

Буква Д - как будто дом,
Но всего с одним окном.
Дело в том, мои друзья,

Что без Д никак нельзя.
Дима, Даша и друзья,
Построить дом без Д нельзя!

Дети прописывают букву "Д" в воздухе, рассматривают элементы из которых она состоит.
Воспитатель: А давайте теперь в тетради закрасим элементы, где есть буква Д.
- Ребята, что же у вас получилось, правильно, большая и маленькая буквы Д. (дети выполняют задания за столами)

- Молодцы и с этим заданием справились.
- Вот и остался последний замок, и ворота откроются, и мы сможем спасти Королеву Грамоты, продолжаем.

Игра "Да - нет"

В лесу живут: лисы, зайцы, медведи, коровы, ежи, овцы, коты, собаки, белки.
В саду растут: яблоки, груши, батон, морковь, малина, вишня, кабачки, сливы, смородина.
В море живут: скаты, дельфины, медузы, щуки, киты, воробьи, вороны, крабы, осьминоги.

Открывается 7 замок и появляется королева.

Итог занятия

Воспитатель: Вот и наша королева спасена и очень вас всех благодарит, за свое спасение.

- А это значит, что мы выполнили все задания? (ответы детей)
- А скажите, какое задание вам понравилось больше всего? Что вам показалось самым легким и что самым трудным.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!