Цель: создать условия для обобщения и систематизации у детей знаний и умений по подготовке к обучению грамоте.
Оборудование: конверт-письмо, доска для демонстрации, "Замки" - карточки, буквы-пазлы, карточки с номерами и буквами, предметные картинки, схемы для звукослогового анализа, схемы для анализа предложений.
Психологический настрой. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Друзья, сегодня утром, по дороге в детский сад, мне передали для вас письмо. Прочтем? (Читают письмо)
"Я, Королева страны Грамоты, прошу вас о помощи. Злой колдун пробрался в мою страну и заколдовал всех ее жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Свое заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навел".
- Ну что, ребята, поможем Королеве страны Грамоты? (ответы детей)
- Мы с вами должны собрать все буквы и узнать волшебное слово.
- Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:
1. Один мягкий и свистит
Другой твердый и шипит
Третий вовсе запоет
Хоть кто его произнесет… (звуки)
- Какие звуки вы знаете? Назовите гласные звуки. (А, О, У, И, Э, Ы)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
2.Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буквы)
- Что такое буква? (Графическое обозначение звука на письме)
3.Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей… (слог)
- Из чего состоят слоги?
4. Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту… (слово)
- Из чего состоят слова?
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я … (предложение)
- Из чего состоят предложения?
- Чтобы оказаться в стране Грамоты, нам нужно закрыть глаза и дружно сказать: "Один, два, три в страну Грамоты - пришли!"
- Вот мы и оказались в стране Грамоты.
Вы загадки разгадали.
В волшебную страну попали.
Но смотрите впереди очень мощные замки.
- Каждая буква спрятана за замком.
- А для того, чтобы открыть первый замок, нужно подобрать к звуковой схеме соответствующую картинку.
Картинки:
- рыба, плащ, гуси;
- рука, рак, щука;
- жуки, зонт, жираф.
- Замок открыли - букву получили. (Д) (хором называют букву)
- Ребята, чтобы открыть следующий замок, нужно выполнить задание злого колдуна и расшифровать "Зашифрованное слово".
- Пройдите за столы. Перед вами лежат карточки.
Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.
И звуковой анализ выполняйте.
У каждого ребенка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребенок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово. Выложить звуковой анализ слова.
- Молодцы!! Все справились, теперь мы можем открыть замок. Замок открыли - букву новую получили - (О) (хором называют букву)
- Следующее задание от злого колдуна, которое мы должны выполнить.
- Назвать картинку, которая не подходит ко всем остальным.
Игра "Четвертый лишний"
Роза, береза, ива, рябина (роза)
Лук, апельсин, яблоко, груша (лук)
- Какой первый звук в словах. (Звук Л и Р)
- Правильно! И сейчас мы с вами будем выделять эти звуки из слов - если слышим Л - хлопаем, если Р - топаем.
Рама, лама, роза, лоза, вал, вар, торт, порт, болото, работа, укроп, клоп, лампа, рампа, стол, пол, карта, парта, лом, ром, покрывало.
- Мы различали и находили звуки Л - Р в словах. Вы все хорошо справились. Теперь мы можем открыть замок. Замок открыли - букву новую получили - (Б) (хором называют букву)
Физкультминутка
- Ребята, проходите за столы. Чтобы открыть еще один замок злой колдун предлагает нам придумать новые слова:
- Молодцы, ребята. Замок открыли - букву новую получили. (Р) (хором называют букву)
- Злой колдун для нас новое задание приготовил, мы справимся и с этим заданием.
- Нам нужно отгадать слово по первым звукам и определить количество слогов.
- Молодцы! Замок открыли - букву новую получили - (О) (хором называют букву)
- Друзья, злой колдун старается еще больше всем навредить и в предложениях перепутал все слова, давайте попробуем восстановить предложения и поставить слова в нужной последовательности:
- Составьте схему последнего предложения. Анализ.
- Молодцы, ребята. Замок открыли - букву новую получили - (Т) (хором называют букву)
- Ребята, у нас остался последний замок, который нам предстоит открыть; для этого нам нужно громко четко проговорить чистоговорки. (дети проговаривают)
- Молодцы, ребята. Последний замок открыли - букву новую получили - (А) (хором называют букву)
- Вот и собрали мы все буквы, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами? (дети выходят к столу, догадываются, что буквы-пазлы нужно расставить и прочитать слово - ДОБРОТА)
Звучит волшебная музыка, дети встают в круг.
Голос Королевы: Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и ее жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить.
- Ребята, нас Королева страны Грамоты поблагодарила, что мы помогли и сняли заклинание злого колдуна, нам пора возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и произнесем: "Один, два, три – в детский сад мы вновь пришли!"
- Напомните, где мы сегодня с вами были?
- А кто заколдовал страну Грамоты?
- Что нам пришлось делать, чтобы помочь жителям страны?
- А как вы думаете, почему именно слово "доброта" было заколдовано?
- Ребята, на столе лежат смайлики Грустные и Веселые. Если вам все было понятно, было интересно и весело, возьмите веселого смайлика, если вы грустили, испытывали сложность при выполнении заданий, то возьмите грустного смайлика.
- Покажите их нашим гостям. (Проанализировать выбранные детьми смайлики)