Конспект занятия с детьми 5-7 лет по сказке В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница"

Задачи:

  • учить осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей, прожить определенное эмоциональное состояние;
  • обучать приемам релаксации;
  • развивать готовность помочь другому человеку, идти друг другу навстречу.

Ход занятия

Вступление

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня в руках? (лягушка)
- Правильно. Но это непростая лягушка, а лягушка-путешественница и сегодня она приглашает вас в свою сказку.
- Что это за сказка? (ответы детей)

- Вы читали ее? Сами?
- А кто видел мультфильм об этой лягушке?

- Вы знаете, что значит "путешественница"?
- Принимаем приглашение? (да)

Вхождение в сказку

- Чтобы поучаствовать в лягушачьих приключениях, нам нужно оказаться на болоте, в котором живет наша знаменитая лягушка.
- Перед вами есть несколько путей. Каждая из трех тропинок приведет вас к лягушке.

- Все тропинки волшебные, все они наделяют идущего силою, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
- Первая тропинка - самая легкая, ровная и гладкая. Но она дает немного сил.
- Вторая тропинка труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно на кочку. Но эта тропинка дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

- Третья тропинка - самая трудная. Она сложнее остальных, но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
- Сейчас хорошенько подумайте, какую тропинку вам выбрать.

- Когда пойдете, постарайтесь почувствовать, как от ступней до макушки ваше тело заполняется волшебной силой, а сопровождать вашу дорогу будет лягушачий хор.
- Закончив путь, мы попали на островок, где можем отдохнуть и осмотреться.

Оновной этап

- Вот и попали мы в сказку: "Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она на болоте, ловила комаров и мошек".

Игра "Съедобное-несъедобное"

- Я бросаю вам мяч и называю слова. Если это слово обозначает пищу для лягушки, вы ловите мяч. Если лягушка это не ест, мяч отбивается.
- Предлагаю рассортировать продукты: в одну корзинку складываем то, что является для лягушки лакомством, в другую то, что они не едят.

"Гимнастика для глаз"

- Сидела наша лягушка, да за бабочками наблюдала.
- Ребята, мы тоже можем увидеть и рассмотреть этих бабочек. Постарайтесь не спугнуть их, просто не шевелиться и понаблюдать.
- Бабочки полетели вправо (медленно, следим за ними глазами), влево, вверх, вниз, вдаль и подлетели к носу.

- А теперь можно прикрыть глазки и постараться увидеть их мысленно, как мы делали это в группе.
- Те ребята, которые уже рассмотрели бабочек мысленно, могут открывать глаза.

- Наша сказка продолжается: "И весь век прожила бы лягушка благополучно, но как-то осенью случилось одно происшествие.
- Лягушка сидела на сучке старой коряги наслаждалась теплым мелким дождиком.

- Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она.
- Какое это наслаждение - жить на свете!

"Приятный дождь"

- Ребята, хотите почувствовать то, что ощущала лягушка в этот момент?
- Поднимайтесь и попробуйте легонько потрясти руками и ногами, затем слегка запрокиньте голову назад, подставляя лицо под "моросящий теплый дождь", мышцы лица расслабляются…

- Губы улыбаются… Слегка полуоткрыты глаза. Нет в теле никакого напряжения…Дождик теплый и приятный… Лицо, выражает удовольствие и наслаждение…
- Пока лягушка так нежилась, на болото спустилась и села большая стая уток. Кря, кря! - сказала одна из них. - Становится холодно! Скорее на юг!
- Госпожи утки! - осмелилась сказать лягушка. - Прошу извинения за беспокойство. Что такое юг, на который вы торопитесь улететь?

- Утки начали наперебой кричать, хлопая крыльями: "Хорошо на юге! Кря! Там тепло! Кря, кря! Там такие славные теплые болота! Кря, кря! Какие там червяки! Хорошо на юге! Кря!"
- Возьмите меня с собой,- воскликнула лягушка.
- Как мы тебя возьмем? У тебя же нет крыльев.

- Позвольте мне подумать только пять минут, - сказала лягушка – Я, наверное, придумаю что-нибудь хорошее.
- И она закрыла глаза, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять.

- Ребята, я думаю, нам нужно посидеть тихо-тихо, чтобы не мешать лягушке думать.
- Я придумала! - сказала лягушка уткам. Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать.

- Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно. Ее ум привел уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести ее.
- Лягушка взяла в рот прутик, и стая поднялась в воздух. У лягушки перехватило дух от страшной высоты. Она болталась в воздухе из стороны в сторону и изо всех сил стискивала свои челюсти.

- Дети, попробуем полетать так, как это делала лягушка?
- У нас есть такой прутик. Вы можете по очереди взяться за него руками и повисеть на нем.
- Вскоре лягушка привыкла к своему положению, и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, горы, леса...

Игра "Чудесный мешочек"

- Как вы думаете, дети, что могла видеть лягушка, когда летела по воздуху? Вы отвечайте, а я буду складывать ваши ответы в мой волшебный мешочек.
- Смотрите, что за чудо происходит в мешочке? Ваши слова превратились в буквы. Нужно из них составить слово. Какое слово получится?

"Взгляд с высоты"

- Хотели бы вы увидеть то, что видела лягушка? Можно занять удобное положение, например, лечь на коврик или сесть на подушку.
- Закройте глаза представьте себя лягушкой в воздухе и "посмотрите" вниз.

- Что вам видно? Что находится внизу? Побудьте в этом состоянии столько, сколько захочется. Когда решите, что посмотрели достаточно, открывайте глазки.
- А теперь поделитесь своими впечатлениями, что увидели и чему, возможно, даже удивились.

- Начинать ответ можно со слов " Подо мной..." (поля, горы, леса, реки, города и т.д.)
- Сказка продолжается: Отдыхая, утки неустанно хвалили лягушку.
- Удивительно умная голова у нашей лягушки, - говорили они.

- Даже между нами утками мало таких сообразительных найдется.
- У лягушки от восторга замирало сердце. На следующий день утки летели так низко, что лягушка услышала даже голоса людей.
- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне. - Утки лягушку несут!

- "Знают ли они, что это придумала я, а не утки?" - подумала квакушка.
- Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне.
- Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

- Тут лягушка уже не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
- Это я! я! я!
- Как выдумаете, ребята, что случилось с лягушкой, после того, как она закричала?

- А почему она не промолчала?
- Ребята, а давайте с вами подумаем, какая была эта лягушка? Она была злая? Умная? Невоспитанная? Какая?
- Как вы думаете, приятно, когда тебя хвалят?

Игра "Кто самый…"

- Я буду задавать вопросы, а вы в ответ громко и отчетливо отвечайте: "Я", если это про вас.
- Кто из вас самый умный? (красивый, ловкий, смелый, честный, добрый, веселый...)
- Кто самый хвастливый?

Педагог продолжает рассказывать сказку: "Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапами, быстро падала в низ, и, наконец, бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни. Она тотчас же вынырнула из воды и закричала во все горло:
- Это я! Это я придумала!

- Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным всплеском воды, все местные лягушки попрятались в воде.
- А потом лягушка-путешественница рассказала местным лягушкам чудную историю о том, как она думала всю жизнь, и, наконец, изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

- Как у нее были свои собственные утки, которые носили ее куда угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие чудесные болота.
- Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, - сказала она. - Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Заключение

- Ребята, закончилась сказка. Это была веселая или грустная история? Вам хотелось бы кому-нибудь рассказать о нашем путешествии?
- Кому и что именно хочется рассказать?

- Нам пора возвращаться обратно в детский сад.
- Посмотрите, наши сложные дорожки превратились в ровную, прямую тропинку.
- Нам теперь будет легко вернуться обратно.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!