НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе "В некотором царстве"

Задачи:

  • вызвать эмоциональный отклик на сказку "Царевна-лягушка", интерес к образам этой сказки;
  • закрепить умение отличать народную сказку от авторских художественных произведений;
  • поощрять желание детей участвовать в драматизации сказки;
  • познакомить детей с понятием создания сказочной панорамы;
  • закреплять умения оформлять изображение в цвете, учить располагать изображения по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

Предварительная работа:

  1. Знакомство детей с описанием сказочных пейзажей по произведению "Царевна-лягушка".
  2. Работа над созданием этюдов по драматизации сказки.
  3. Рассматривание иллюстраций по сказке "Царевна-лягушка", созданных разными художниками.
  4. Разучивание движений русского народного танца.
  5. Разучивание песни "Царевна-лягушка".

Оборудование: иллюстрации к сказке "Царевна-лягушка", музыкальный центр, русские народные костюмы для детей, музыкальные инструменты.

Ход занятия

Дети заходят в зал под русскую народную мелодию "Коробейники", присаживаются на ковер. Предлагаю детям вспомнить хорошо знакомые и любимые ими сказки. Напоминаю, что сказки бывают авторские и народные.

- В народных сказках есть свои отличительные черты.
- Давайте вспомним, с чего начинается народная сказка? (с зачина)
- Что идет дальше? (содержание, повороты)

- И чем она заканчивается? (концовка)
Показываю детям книгу со сказкой "Царевна-лягушка", иллюстрированную В.И. Бельтюковым.
- Назовите героев этой сказки? Какой из этих героев вам понравился больше всего и почему?

Подвожу детей к просмотру иллюстраций и нахождению этих героев на иллюстрациях.
- Какой художник нарисовал эти иллюстрации к сказке? (показ с перечислением художников)

- А сегодня я вам предлагаю стать художниками-иллюстраторами и создать панораму пейзажа по сказке "Царевна-лягушка".
- То есть мы должны на больших листах бумаги изобразить всю сказку в определенной последовательности.

- Сегодня мы будем рисовать только пейзажи – картины, изображающие природу без действующих персонажей.
- Для этого вспомним еще раз последовательность сказки.

  • Опишите, как выглядит царство-государство, где жили братья.
  • Как выглядит пейзаж, где Иван-царевич встретил лягушку?
  • Где встретил Иван-царевич старичка и медведя, как выглядит эта местность?
  • Где встретил Иван-царевич щуку?
  • Где находилась смерть Кощея Бессмертного?

- Сегодня вы, будете рисовать вдвоем на одном листе.

  • 1-я будет рисовать царство-государство, где жили братья;
  • 2-я рисовать болото, где Иван-царевич встретил лягушку, а на заднем плане – лес;
  • 3-я рисовать опушку, лес, где Иван-царевич повстречал со старичком и медведем;
  • 4-я рисовать море, где Иван-царевич встретил щуку, а вдали виднеется лес;
  • 5-я рисовать лес, а на переднем плане дуб, на котором висит сундук.

- Приготовила цветные кружочки, которые помогут в работе.
В процессе работы детей идет музыкальное сопровождение: "Ой, заинька" в исполнении ансамбля "Иван Купала". Оказываю необходимую помощь в работе подгрупп. Дети дополняют сказочным героям пейзажную панораму. Все вместе любуются результатами своей деятельности. Ребята, сегодня вы покажете не всю сказку, а ее фрагмент: сцену застолья.

Сказочник: Слушайте, слушайте!
Смотрите все и слушайте!

Как на царском пиру царь с сыновьями да с невестками,
Да со зваными гостями сидят за столами дубовыми,
За скатертями самобраными, сидят – пируют.

Дети в русских народных костюмах под "Калинку" рассаживаются за столы, покрытые скатертями, а на них стоит деревянная посуда. Дети изображают, как гости пируют: едят, пьют, веселятся.

Сказочник: Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся. (Несколько детей с помощью бубнов и деревянных ложек изображают стук да гром)
- Гости напугались, по вскакивали с мест. (Дети в роли гостей изображают испуг, закрыв головы руками и наклонив их к столу)
А Иван-царевич говорит…

Иван-царевич: Не бойтесь, гости честные:
Это моя лягушонка в коробчонке приехала. (Ребенок в роли Ивана-царевича встает из-за стола и громко произносит эти слова)

Сказочник: Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести Белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье – частые звезды, на голове – месяц ясный, такая красавица – вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

Под русскую народную песню "Лебедушка" выходит девочка, исполняющая роль Василисы Премудрой. Пока тихо звучит музыка, сказочник произносит слова сказки, она обходит по кругу сидящих за столами детей.

Сказочник: Берет она под руки Ивана-царевича и ведет за столы дубовые да за скатерти браные. (Девочка подходит к мальчику в роли Ивана-царевича, берет под руку, вместе с ним обходит круг, а затем они вместе садятся за столы)

Стали гости есть, пить, веселится. (Дети изображают пир, веселье)
Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки за правый рукав бросила. (Девочка в роли Василисы жестами изображает это)
Попили, поели, пришел черед плясать. (Девочка в роли Василисы и мальчик в роли Ивана-царевича выходят из-за стола. Под русскую народную мелодию "Выйду ль на улицу" они пляшут)

Махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались. (Дети в роли гостей и царя изображают удивление)
А старшие невестки махнули левыми рукавами – гостей забрызгали, махнули правыми – кость царю в глаза попала! Царь рассердился и прогнал обеих невесток. (Ребенок в роли царя изображает гнев)

Тем и кончился пир! (Дети поют песню "Царевна-лягушка")

Размер:
61.15 Kb
Скачали:
1