Задачи занятия:
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки (гриб, ягода, шишка, морковь), сюжетная картинка с изображением осеннего леса, карточки к заданию "Дорисуй до заданного числа", наборы счетных палочек, простые карандаши, листы А4 желтого цвета, маленькие плоскостные фигурки ёжиков.
Педагог читает стихотворение:
Пролетело лето,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так решили? (ответы детей)
- Сколько примет осени вы перечислили?
- После какого времени года наступает осень? (ответы детей)
Детям раздают листы с заданиями, простые карандаши. На листе изображены слева предметы, справа цифры. Например: 3 гриба – цифра 6, 8 морковок – цифра 10, 4 яблока – цифра 8 и т.п.
Педагог предлагает детям дорисовать нужное количество предметов до заданного числа. Затем посчитать предметы слева направо, справа налево. (Дети выполняют задания)
Педагог подводит детей к выводу, что считать можно в любом направлении.
На магнитную доску выставляется по одному предмету в ряд из предыдущего задания.
- Сколько всего предметов? (7)
- Как вы их посчитали? (Слева направо)
- Какой предмет стоит на первом месте? (последнем)
- Которым по счету стоит гриб?
- Какой предмет стоит пятым по счету?
- Теперь посчитайте справа налево? Сколько всего предметов? (тоже 7)
- Какой предмет стоит третьим? (Ответы детей)
Все вместе делают вывод: если мы хотим узнать, на каком по счету месте стоит предмет, нужно знать направление счета.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (приседают)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята. (наклоняются)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (прыгают)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (потягивания)
Долго мы в лесу бродили,
Все дорожки исходили. (ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь -
Дети сели отдохнуть. (садятся)
Дети получают к заданию карточки и набор палочек. Педагог предлагает детям внимательно посмотреть на предмет, изображенный на карточке, и выложить его помощью палочек. А потом рассказать, что это за предмет, как он расположен, сколько палочек потребовалось, чтобы его выложить. (Дети выполняют задания, отвечают на вопросы)
На доске картинка с изображением осеннего леса. Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы по ней. У детей листы желтого цвета (осенний лес) и маленькая плоскостная фигурка ежика.
Дети по заданию педагога перемещают фигурку ежика по листу и комментируют его местонахождение. Например: ёжик в середине леса, около большого дуба; ёжик в правом верхнем углу около домика зайца и т.д.
Итог занятия