Конспект логопедического группового занятия в подготовительной группе "Как звук "Р" хозяина искал"

Задачи занятия:

  • учить детей давать характеристику звука "Р";
  • формировать номинативный словарь, навыки словообразования;
  • автоматизировать звук "Р" в слогах, слоговых сочетаниях, словах;
  • воспитывать у детей гуманное отношение к животному миру, чувство любви к природе.

Оборудование:

  • маски животных (лиса, зайчик, волк, медведь, лягушата, ежик, тигр);
  • картинки с изображением животных жарких стран (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр);
  • карточки с буквами Р, А, Ы, У, О;
  • сюжетные картины с изображением гор, фруктовых деревьев, их плодов, цветов;
  • листы с изображением мордочек животных.

Возраст детей: 6-7 лет.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами попали в волшебный лес, у него есть свои традиции и законы и чтобы не нарушать их, давайте превратимся в животных этого леса.
- Раз, два, три, четыре все в животных превратились.

Упражнение для развития мелкой и общей моторики "Лисица"

Хороша у нас лисица: (из пальцев правой руки сделать мордочку лисы)
Сарафан до пят из ситца, (провести ладошками от подмышек до пят)
А на лапочках - сапожки, (потопать ногами)

В ушках - круглые сережки (пальцы соединяем в кольца и подносим к ушам)
Хороша же озорница – (пальцы изображают мордочку лисы, кисти рук вращаются)
Пляшет, скачет, веселится. (прыжки с поворотами туловища)

Упражнения для развития мимики

Дети передают мимикой и жестами и движениями трусливого зайца, свирепого волка, хитрую лису, грозного медведя, хмурого ежика, улыбчивых лягушат, сердитого тигра.

Упражнения для развития артикуляционной моторики

  1. "Зайчик удивляется" (стимуляция движений нижней челюсти). Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  2. "Лягушата улыбаются" (развитие мимико-артикуляторных мышц). Попеременное поднятие уголков рта. При спокойном состоянии левой половины рта, поднятие правого уголка рта и наоборот.
  3. "Волк рассматривает лес" (на развитие мышц шеи). Переплетя пальцы в замок, руки согнуть в локтях и прижать к груди, поднимать и опускать голову с сильным нажатием подбородка на "замочек" из пальцев.
  4. "Медведю привиделся мед" (на развитие мимических мышц). Поднимать и опускать брови. При поднятии бровей, глаза широко раскрываются, при опускании - зажмуриваются.
  5. "Тигр пасть раскрыл от удивленья" (развитие жевательно-артикуляционных мышц). Опускание и поднятие нижней челюсти. Раскрывание и закрывание рта свободно и с преодолением сопротивления рук.

Работа над развитием дыхания и голоса

- У каждого зверя свой голос, у кого-то громкий, у кого-то тихий, а у некоторых почти беззвучные голоса.
- Каждое животное имеет свой неповторимый звук, это и пыхтение, и ворчание, и рычание, и кваканье.
Дети изображают голоса животных громко, тихо, беззвучно.

Знакомство со звуком и буквой "Р"

- Посмотрите, что-то наш тигр загрустил, мне кажется, я знаю в чем дело. Он потерял свой голос, забыл свой звук.
- Давайте изобразим сердитого тигра и покажем ему, как он … (что делает? Какой звук издает?) - рычит.

- Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его.
- Спинка языка - опускается, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, горлышко звенит, дрожит.
- Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня? ([p])

- А теперь послушайте присказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был звук "Р".
- Не знал звук своего хозяина и отправился на его поиски. Давайте произнесем этот звук. Чем он вам понравился?

Характеристика звука "Р"

- Какой он? Радостный или грустный? (ответы детей)
- Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
- Гласный или согласный?

Произнесение изолированного звука. Работа над голосом

- Вокруг звука "Р" рычали звери. Как они рычали?
- Падали камни. Произнесите звук отрывисто.
- Грохотал гром. (произнесение звука "Р" с усилением и ослаблением голоса)

Знакомство с буквой Р.

Выставляется буква Р.
Звук "Р" посмотри, вот это твоя буква.
Букву Р писать несложно

Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок,
и получится флажок.
(Л. Леонова)

Детям предлагается изобразить букву Р с помощью пальчиков и соответствующих поз.

Развитие фонематического слуха

Детям раздаются красные и зеленые флажки, когда они услышат правильное название животного, изображенного на картинке, поднимают зеленые флажки, неправильное - красные. (тик - тигл - дик - тигр - дигр - дигл - тигр)

Произношение звука в слогах, слоговых сочетаниях и словах

Выставляется картина, с изображением гор.
- Ребята, что это? (это горы)
- Поможем звуку "Р" перебраться через горы и найти своего хозяина среди зверей.
- Отправим ему на помощь гласные звуки. Подоспела буква А, какой слог получился? (РА)

Подоспела буква Ы, РЫ.
Подоспела О, РО.
Подоспела У, РУ.

Получилось волшебное заклинание:
- Ры – Ро – Ру – Ра, расступись гора.

- Давайте повторим заклинание! Расступилась гора, а за ней огромные "та – во – ро". (ворота)
- Что я перепутала? Произнесите слово правильно. Упал звук "Р" и поранил руку и воскликнул "Ох, рана" Какое слово можно составить из этих двух слов? (Охрана)

Подбор антонимов

Развитие функции языкового анализа и синтеза

- Чтобы охрана пропустила звук "Р" через ворота, надо сказать особые слова.
- Я буду называть слова, которые характеризуют плохие качества и слова людей, а вы противоположные по смыслу – хорошие слова.

Зло - ... (Добро)
Лень - ... (Трудолюбие)
Трусость - ... (Храбрость)
Грусть - ... (Радость)

- Да! Ворота открылись! А за воротами – необычные звери.
- Если угадаете, как их зовут, то они помогут звуку "Р" и укажут ему дорогу к своему хозяину.

а) Соберите "рассыпанные звуки" ж, р, и, а, ф в слово? (жираф)
б) Отгадайте названия животных в словах, которых перепутанные слоги: кро – дил - ко, кен - ру - гу, ра - зеб. (крокодил, кенгуру, зебра)

- С кем подружился звук "Р"? (С крокодилом, зеброй, кенгуру)
- Есть среди них хозяин звука "Р"? Давайте подскажем нашему звуку, что мы знаем о его владельце.
- В названии животного первый звук "Т", последний – "Р", всего в слове 4 звука, кто это? (Тигр)

- Соберите звуки этого слова. Какой гласный звук есть в этом слове?
- На каком месте стоит звук "Р"?
- Сколько звуков в слове "тигр"?

Физкультминутка
Веселая разминка под музыку Шаинского "Вместе весело шагать по просторам".

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи

Падежное управление

- Долго искал звук "Р" своего хозяина, за время своего путешествия многое увидел.
- Что увидел звук "Р"? (педагог показывает картинки, дети называют): деревья, цветы, облака, ели, сосны, кусты, траву, солнце.
- Чем любовался звук "Р"? (ромашками, соснами, облаками, солнцем, травой)

Словообразование

- Какие плодовые деревья встретил звук "Р" на своем пути? (Показываются картинки с плодами фруктовых деревьев, дети называют названия деревьев: груша - грушевые, гранат - гранатовые, персик - персиковые, яблоко - яблоневые, слива - сливовые)

- Расскажите, какие деревья угощали звук "Р" своими плодами? (Грушевое – грушами, персиковое – персиками, яблоневое – яблоками и т.д.)

Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня познакомились? (дети отвечают на вопросы педагога)
- Давайте еще раз вспомним, какой звук "Р"? (согласный, твердый, звонкий)
- Кто является хозяином среди зверей такого громкого звука?

- А теперь мы с вами нарисуем настроение нашим животным. (детям раздаются листочки с изображением зверей, они дорисовывают улыбки)
- Все сегодня молодцы, но нам пора возвращаться в детский сад.

- Раз, два, три, четыре все в детей мы превратились!
- На память о нашем путешествии, все получают наклейки с изображением животных.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!