Цель занятия:
Задачи:
Дети заходят в группу. Здороваемся.
Воспитатель: Доброе утро мой коллектив. Рада вас видеть!
Дети: На весь день позитив.
Воспитатель: Для разогрева
Дети: Руки потрем
Воспитатель: Плечи соседа
Дети: Слегка разомнем
Воспитатель: Кто не проснулся?
Дети: Мы все бодрячком.
Воспитатель: За руки взялись, теплом поделились…
- А ну улыбнулись…
Дети: Новый день наступил, он эту встречу нам подарил! (в круг, обнялись)
Включается телевизор, нет изображения, голос из динамика.
Срочное сообщение! SOS! SOS! SOS! Прием.
Помогите! Мы жители Луны, - Лунатики, просим помощи у Землян. Наша Луна перестала освещаться, на ее поверхность не светит солнце, его лучи куда-то пропали. Это случилось после прилета на нашу Луну странного незнакомца, который прилетал на ракете, пробыл совсем недолго и улетел, после этого солнечный свет исчез.
Только вы сможете нам помочь, разгадка спрятана у вас. Нужно найти этого незнакомца он все исправит. Помогите! SOS!
Воспитатель: Ребята, вот это новость! А что мы с вами знаем о Луне? (Ответы детей)
На экране появляется фото группы с условными обозначениями.
- Получается в нашей группе разгадка просьбы Лунатиков о помощи, наша с вами задача им помочь. Посмотрите внимательно на фото, на нем изображены фишки с цифрами.
- Под каждой цифрой свое задание, которое мы будем выполнять. Вы готовы помочь Лунатикам? (Да)
- Мы должны стать одной дружной, сильной командой и действовать сообща. Но нам необходимо выбрать капитана команды.
- Может кто-то хочет быть капитаном? Одно условие, капитан должен уметь читать инструкции. Кого вы предложите сделать капитаном? (Валентину Ивановну)
- Ребята, спасибо вам за доверие. Я с удовольствием буду вашим наставником.
- Обещаю каждого из вас ценить, уважать, внимательно прислушиваться к вашему мнению, вашим советам и вашим желаниям.
- Но как командир, прошу вас быть – организованными, дисциплинированными и выполнять мои инструкции.
- А сейчас давайте изучим внимательно фото, где спрятана первая подсказка.
Воспитатель читает инструкцию.
- Команде поделиться на две 2 группы: Справа - Земляне, слева - Лунатики. Команды должны выполнить задания, не произнося ни одного звука, можно использовать язык жестов, эмоции, выполнять движения, но передавать информацию в полной тишине.
- Лунатики, я вам покажу карточку, на ней изображено послание, которое вы отправите Землянам.
- Земляне вам нужно придумать с помощью чего вы сможете увидеть сигналы, передаваемые с Луны и дать понять Лунатикам, что сигнал на Землю получен. Показать Лунатикам карточку SOS.
- Когда Земляне поймут, какое послание получено, дайте знать Лунатикам, что сигнал принят. Лунатики, вы также покажите, что ваше послание передано. Инструкция будет выполнена. (Дети выполняют задание)
- Ребята, с заданием вы справились. А что могут использовать для передачи информации с Земли в космос, на Луну космонавты, диспетчера, астрономы? (Звуковые, радиосигналы, видеосвязь, рации, наушники, специальная техника)
- Давайте посмотрим, что мы получили за выполнение первой инструкции. (Достать из конверта картонную фигуру, положить ее в коробку)
- Ребята, скорее всего это первая деталь, которая приведет нас к разгадке.
- Давайте приступим ко второму заданию, найдем цифру два на фото.
Воспитатель достает 2 карточки, с изображением схематических стихотворений. (Развитие речи. Стихи "Луна", "Солнце")
- Ребята, перед вами хорошо известные вам стихи "Луна", "Солнце", мы их разучивали ранее.
- Вам по желанию нужно изобразить графически одно из стихотворений, но карточки я уберу, вы сделаете все по памяти, просьба работать быстро. Кто первый сделает, поднимите руку. (Выполняют задание)
- Молодцы, справились. Давайте их расскажем. (Рассказывают стихи)
- Давайте посмотрим, что мы получили за выполнение второго задания. (Достать деталь фигуры из конверта, положить в коробку)
- Еще одна подсказка у нас появилась, уберем ее к первой детали. Ну, что ребята, перед тем как нам перейти к следующему заданию, я вам предлагаю провести небольшую разминку.
Вот как солнышко встает, выше, выше, выше. (поднять руки вверх, потянутся)
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже. (присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо солнышко смеется
А под солнышком нам весело живется. (хлопать в ладоши, улыбаться)
- Ребята, когда солнце спрячется, что появляется на небе вечером? (Луна)
- Давайте приступим к третьему заданию, найдем цифру три на фото.
Воспитатель: Следующая инструкция расскажет вам о Луне. А чем является Луна для Земли? (Луна - это спутник Земли)
- Правильно, а почему она бывает разной. Хотите узнать?
- У Луны есть несколько форм, их называют "фазы Луны". В начале нового месяца, когда Луна расположена справа от Земли, мы видим только краешек освященного полушария, похожий на узкий серпик, с каждым днем серп становится все толще, если мысленно провести рядом с серпиком прямую линию, то получится буква "Р", Луна – растет.
А Луна продолжает движение вокруг Земли и все больше освещается Солнцем и вот мы уже видим Луну похожую на круглый диск – эта фаза называется Полнолунием. Но недолго мы наблюдаем полную Луну, ведь она продолжает движение вокруг Земли и теперь находится с другой стороны нашей планеты и освещается Солнцем по-другому, она снова похожа на серп.
Теперь если мысленно провести прямую линию справа серп похож на букву "У", убывающая Луна. Продолжая движение Луна занимает положение между Солнцем и Землей, теперь мы не можем видеть освященную часть Луны, нам кажется, что Луна исчезает. Поэтому мы и видим ее разной.
- Давайте с вами сейчас просмотрим видеоролик, чтобы закрепить то, что мы сейчас узнали.
Видеоролик с экспериментом "Фазы Луны"
- Теперь вы знаете, почему Луна бывает разной. А как вы думаете, почему Луна не падает на Землю. Хотите узнать и это про Луну?
- Давайте проведем небольшой опыт.
- Вот Луна. (Небольшой шарик, привязанный к нитке)
- Нитка - это видимая часть силы притяжения. Вы – Земля. Начинайте движение вокруг себя. Падает Луна на вас? Почему? (дети отвечают)
- Перестаньте кружить шарики, что произошло? (Он упал)
- Так и Луна. Если она перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения и луна упадет.
- Сегодня мы еще раз с вами убедились, что весь секрет в движении!
- Ребята, мы многое в этом задании узнали о Луне, давайте посмотрим какие подсказки мы получили. (Показ нескольких деталей за задание)
- Давайте приступим к четвертому заданию, найдем цифру четыре на фото.
- Давайте прочтем следующую инструкцию, что нам нужно сделать. Для ее выполнения нужно взявшись крепко за руки пройти путь по "лунной дорожке".
- А кто знает, где может появляться "лунная дорожка". (На воде, на озере, на море)
- Все верно, лунная дорожка – это много раз повторяющееся отражение луны на поверхности воды.
- Мы с вами знаем, что вода в реке, озере, на море не может быть абсолютно спокойной, она всегда будет хотя бы немного колебаться от ветра.
- Посмотрите на нашу лунную дорожку, ветерок был сильный. (Ребята выполняют задание)
- Мы прошли путь, давайте посмотрим, что мы получили за это задание. (Достать из конверта фигурные детали – в коробку)
- Давайте приступим к последнему заданию, найдем цифру пять на фото.
- Мы собрали все детали во время выполнения заданий, теперь нам нужно составить портрет из полученных геометрических фигур.
- Действуйте согласно четким указаниям. Возьмите каждый по одной фигуре.
Дети выкладывают по порядку на доску детали из геометрических фигур. Получается изображение человечка без лица.
- В конверте последняя деталь изображения. (приложить на силуэт лицо Незнайки)
- Кто это? (Незнайка)
- Так вот кто был на Луне, мы с вами нашли этого незнакомца.
Включается телевизор, на экране Незнайка.
Голос из динамика: Ребята, здравствуйте. Вы меня искали? (Да)
Незнайка: Что случилось? (Луна перестала освещаться после того как ты улетел)
- Ой, я такой забывчивый, невнимательный. Когда я летел на Луну, Солнце очень сильно светило и ярко пылало. Я попросил большую тучу закрыть на время солнышко.
- Наверное, туча до сих пор думает, что я на луне и закрывает собой солнце.
- Спасибо, ребята, что нашли меня. Я сейчас же отправляюсь в путь и все исправлю. До свидания!
Воспитатель: Незнайка передавай Лунатикам привет от ребят.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу у вас узнать понравилось вам сегодня работать в одной команде, выполнять задания по инструкции?
- А что больше всего вам понравилось? С кем бы вы хотели поделиться знаниями?
- Кому вы расскажете о том, что узнали?
- Посмотрите какой у нас симпатичный портрет Незнайки. Вы хотели бы каждый себе смоделировать такого же? (Да)
- Позже, когда мы немного отдохнем, мы обязательно сделаем такие портреты на память о нашей увлекательной экспедиции.
- Я хочу вам сказать – вы все молодцы, мы были дружной, сплоченной командой. Выполняли четко инструкции и действовали сообща.
- Спасибо вам за доверие быть вашим командиром. Давайте вспомним наш девиз. (Один за всех и все за одного! (обняться)