Комплексное занятие для детей старшей группы "Вернем Луне свет"

Цель занятия:

  • расширять и закреплять знания детей о Луне, как спутнике Земли. Развивать познавательный интерес в различных видах деятельности;
  • учить действовать в команде.

Задачи:

  • расширять представления детей о Луне, как спутнике Земли;
  • формировать и расширять представления детей о Луне в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
  • познакомить с "фазами Луны", с понятием "земное притяжение".

Ход занятия

Дети заходят в группу. Здороваемся.
Воспитатель: Доброе утро мой коллектив. Рада вас видеть!
Дети: На весь день позитив.

Воспитатель: Для разогрева
Дети: Руки потрем
Воспитатель: Плечи соседа

Дети: Слегка разомнем
Воспитатель: Кто не проснулся?
Дети: Мы все бодрячком.

Воспитатель: За руки взялись, теплом поделились…
- А ну улыбнулись…
Дети: Новый день наступил, он эту встречу нам подарил! (в круг, обнялись)

Включается телевизор, нет изображения, голос из динамика.
Срочное сообщение! SOS! SOS! SOS! Прием.
Помогите! Мы жители Луны, - Лунатики, просим помощи у Землян. Наша Луна перестала освещаться, на ее поверхность не светит солнце, его лучи куда-то пропали. Это случилось после прилета на нашу Луну странного незнакомца, который прилетал на ракете, пробыл совсем недолго и улетел, после этого солнечный свет исчез.

Только вы сможете нам помочь, разгадка спрятана у вас. Нужно найти этого незнакомца он все исправит. Помогите! SOS!
Воспитатель: Ребята, вот это новость! А что мы с вами знаем о Луне? (Ответы детей)

На экране появляется фото группы с условными обозначениями.
- Получается в нашей группе разгадка просьбы Лунатиков о помощи, наша с вами задача им помочь. Посмотрите внимательно на фото, на нем изображены фишки с цифрами.
- Под каждой цифрой свое задание, которое мы будем выполнять. Вы готовы помочь Лунатикам? (Да)

- Мы должны стать одной дружной, сильной командой и действовать сообща. Но нам необходимо выбрать капитана команды.
- Может кто-то хочет быть капитаном? Одно условие, капитан должен уметь читать инструкции. Кого вы предложите сделать капитаном? (Валентину Ивановну)

- Ребята, спасибо вам за доверие. Я с удовольствием буду вашим наставником.
- Обещаю каждого из вас ценить, уважать, внимательно прислушиваться к вашему мнению, вашим советам и вашим желаниям.

- Но как командир, прошу вас быть – организованными, дисциплинированными и выполнять мои инструкции.
- А сейчас давайте изучим внимательно фото, где спрятана первая подсказка.

1 задание "Пойми меня"

Воспитатель читает инструкцию.
- Команде поделиться на две 2 группы: Справа - Земляне, слева - Лунатики. Команды должны выполнить задания, не произнося ни одного звука, можно использовать язык жестов, эмоции, выполнять движения, но передавать информацию в полной тишине.

- Лунатики, я вам покажу карточку, на ней изображено послание, которое вы отправите Землянам.
- Земляне вам нужно придумать с помощью чего вы сможете увидеть сигналы, передаваемые с Луны и дать понять Лунатикам, что сигнал на Землю получен. Показать Лунатикам карточку SOS.

- Когда Земляне поймут, какое послание получено, дайте знать Лунатикам, что сигнал принят. Лунатики, вы также покажите, что ваше послание передано. Инструкция будет выполнена. (Дети выполняют задание)

- Ребята, с заданием вы справились. А что могут использовать для передачи информации с Земли в космос, на Луну космонавты, диспетчера, астрономы? (Звуковые, радиосигналы, видеосвязь, рации, наушники, специальная техника)

- Давайте посмотрим, что мы получили за выполнение первой инструкции. (Достать из конверта картонную фигуру, положить ее в коробку)
- Ребята, скорее всего это первая деталь, которая приведет нас к разгадке.
- Давайте приступим ко второму заданию, найдем цифру два на фото.

2 задание "Вспомни и изобрази"

Воспитатель достает 2 карточки, с изображением схематических стихотворений. (Развитие речи. Стихи "Луна", "Солнце")
- Ребята, перед вами хорошо известные вам стихи "Луна", "Солнце", мы их разучивали ранее.

- Вам по желанию нужно изобразить графически одно из стихотворений, но карточки я уберу, вы сделаете все по памяти, просьба работать быстро. Кто первый сделает, поднимите руку. (Выполняют задание)
- Молодцы, справились. Давайте их расскажем. (Рассказывают стихи)

- Давайте посмотрим, что мы получили за выполнение второго задания. (Достать деталь фигуры из конверта, положить в коробку)
- Еще одна подсказка у нас появилась, уберем ее к первой детали. Ну, что ребята, перед тем как нам перейти к следующему заданию, я вам предлагаю провести небольшую разминку.

Физминутка

Вот как солнышко встает, выше, выше, выше. (поднять руки вверх, потянутся)
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже. (присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо солнышко смеется
А под солнышком нам весело живется. (хлопать в ладоши, улыбаться)

- Ребята, когда солнце спрячется, что появляется на небе вечером? (Луна)
- Давайте приступим к третьему заданию, найдем цифру три на фото.

3 задание "Узнай о Луне"

Воспитатель: Следующая инструкция расскажет вам о Луне. А чем является Луна для Земли? (Луна - это спутник Земли)
- Правильно, а почему она бывает разной. Хотите узнать?

Схема "Фазы Луны"

- У Луны есть несколько форм, их называют "фазы Луны". В начале нового месяца, когда Луна расположена справа от Земли, мы видим только краешек освященного полушария, похожий на узкий серпик, с каждым днем серп становится все толще, если мысленно провести рядом с серпиком прямую линию, то получится буква "Р", Луна – растет.

А Луна продолжает движение вокруг Земли и все больше освещается Солнцем и вот мы уже видим Луну похожую на круглый диск – эта фаза называется Полнолунием. Но недолго мы наблюдаем полную Луну, ведь она продолжает движение вокруг Земли и теперь находится с другой стороны нашей планеты и освещается Солнцем по-другому, она снова похожа на серп.

Теперь если мысленно провести прямую линию справа серп похож на букву "У", убывающая Луна. Продолжая движение Луна занимает положение между Солнцем и Землей, теперь мы не можем видеть освященную часть Луны, нам кажется, что Луна исчезает. Поэтому мы и видим ее разной.

- Давайте с вами сейчас просмотрим видеоролик, чтобы закрепить то, что мы сейчас узнали.

Видеоролик с экспериментом "Фазы Луны"

- Теперь вы знаете, почему Луна бывает разной. А как вы думаете, почему Луна не падает на Землю. Хотите узнать и это про Луну?
- Давайте проведем небольшой опыт.
- Вот Луна. (Небольшой шарик, привязанный к нитке)

- Нитка - это видимая часть силы притяжения. Вы – Земля. Начинайте движение вокруг себя. Падает Луна на вас? Почему? (дети отвечают)
- Перестаньте кружить шарики, что произошло? (Он упал)
- Так и Луна. Если она перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения и луна упадет.

- Сегодня мы еще раз с вами убедились, что весь секрет в движении!
- Ребята, мы многое в этом задании узнали о Луне, давайте посмотрим какие подсказки мы получили. (Показ нескольких деталей за задание)
- Давайте приступим к четвертому заданию, найдем цифру четыре на фото.

Задание 4 "Вместе мы сила"

- Давайте прочтем следующую инструкцию, что нам нужно сделать. Для ее выполнения нужно взявшись крепко за руки пройти путь по "лунной дорожке".
- А кто знает, где может появляться "лунная дорожка". (На воде, на озере, на море)

- Все верно, лунная дорожка – это много раз повторяющееся отражение луны на поверхности воды.
- Мы с вами знаем, что вода в реке, озере, на море не может быть абсолютно спокойной, она всегда будет хотя бы немного колебаться от ветра.
- Посмотрите на нашу лунную дорожку, ветерок был сильный. (Ребята выполняют задание)

- Мы прошли путь, давайте посмотрим, что мы получили за это задание. (Достать из конверта фигурные детали – в коробку)
- Давайте приступим к последнему заданию, найдем цифру пять на фото.

Задание 5 "Разгадка"

- Мы собрали все детали во время выполнения заданий, теперь нам нужно составить портрет из полученных геометрических фигур.
- Действуйте согласно четким указаниям. Возьмите каждый по одной фигуре.

  1. В центр доски разместите большой красный треугольник
  2. Снизу красного треугольника разместите два оранжевых треугольника.
  3. У вершины красного треугольника, справа и слева разместите два красных треугольника.
  4. Снизу двух оранжевых треугольников разместите два коричневых полукруга.
  5. Зеленый треугольник приложите к верхнему углу большого красного треугольника.
  6. Сверху над острым углом красного треугольника разместите синий овал.
  7. Желтую фигуру треугольной формы разместите сверху синего овала.

Дети выкладывают по порядку на доску детали из геометрических фигур. Получается изображение человечка без лица.
- В конверте последняя деталь изображения. (приложить на силуэт лицо Незнайки)
- Кто это? (Незнайка)

- Так вот кто был на Луне, мы с вами нашли этого незнакомца.
Включается телевизор, на экране Незнайка.
Голос из динамика: Ребята, здравствуйте. Вы меня искали? (Да)

Незнайка: Что случилось? (Луна перестала освещаться после того как ты улетел)
- Ой, я такой забывчивый, невнимательный. Когда я летел на Луну, Солнце очень сильно светило и ярко пылало. Я попросил большую тучу закрыть на время солнышко.
- Наверное, туча до сих пор думает, что я на луне и закрывает собой солнце.

- Спасибо, ребята, что нашли меня. Я сейчас же отправляюсь в путь и все исправлю. До свидания!
Воспитатель: Незнайка передавай Лунатикам привет от ребят.

Итог занятия

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу у вас узнать понравилось вам сегодня работать в одной команде, выполнять задания по инструкции?
- А что больше всего вам понравилось? С кем бы вы хотели поделиться знаниями?

- Кому вы расскажете о том, что узнали?
- Посмотрите какой у нас симпатичный портрет Незнайки. Вы хотели бы каждый себе смоделировать такого же? (Да)

- Позже, когда мы немного отдохнем, мы обязательно сделаем такие портреты на память о нашей увлекательной экспедиции.
- Я хочу вам сказать – вы все молодцы, мы были дружной, сплоченной командой. Выполняли четко инструкции и действовали сообща.
- Спасибо вам за доверие быть вашим командиром. Давайте вспомним наш девиз. (Один за всех и все за одного! (обняться)

Размер:
22.82 Kb
Скачали:
7