Конспект занятия "Знакомство со свойствами света"

Цель занятия: формировать представления детей о свойствах света.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием "свет", "тень"
  • Развивать познавательную активность дошкольников.

Материалы и оборудование: коробка с письмом, игра "Виды света", глобус, карточки липучки, фонарики по количеству детей, подставки под материал, мешочки, 4 блокнота, 5 листов бумаги, кусочки ткани, файлы, CD диск, 2 листа картона, фигуры для рассматривания тени, настольная лампа, мобильные блокноты.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда Я пришла в детский сад, мне почтальон принес посылку.
- Как вы думаете, кто бы мог прислать такую большую коробку нам? (ответы детей)
- Ой ребята посмотрите что это? Чистый лист интересно, зачем он тут?

- Ладно, пусть он тут постоит, а это что записка от кого же она?
- Давайте прочитаем:
"С добрым утром ребята! Пишет вам ваш добрый друг Незнайка. Я научился проводить интересные опыты со светом, но в один из моих опытов произошло что- то странное мой город исчез, помогите, пожалуйста, мне ребята найти его".

Воспитатель: Интересно все это, поможем Незнайке? (да)
- Но сначала нам с вами нужно вспомнить, что же это такое свет и каким он бывает?
- Свет всегда окружает нас по жизни, он бывает солнечным, лунным, звездным наблюдали ли вы за таким светом?

- Молодцы, правильно свет бывает природным к нему относятся свет солнышка, луны, звезд и искусственным к нему относятся: свет от настольной лампы, люстры или свет от фонаря на улице.
- Давайте мы с вами поиграем в игру.

Игра "Виды света"

Воспитатель: Для игры нам нужно с вами разделиться на команды мальчики и девочки. На доске прикреплены карточки "Природный свет" и "Искусственный свет" девочки будут прикреплять картинки с природным светом, а мальчики с искусственным.

- Молодцы справились, а как вы думаете может ли человек управлять светом? (Да может)
- Да, вы правы мы сами можем управлять светом например дома можно включить или выключить свет, на природе мы можем сами потушить костер или в группе например мы можем самостоятельно включить фонарик.

- Я вижу, вы многое знаете про свет и готовы приступить к поиску Незнайки. Давайте посмотрим, что же в этой чудесной коробке. (воспитатель раскрывает коробку и подготавливает необходимый материал для опыта)

Опыт 1

Воспитатель: Посмотрите что у меня тут? (Это глобус)
- Правильно, глобус. Давайте сейчас представим что мой фонарик это солнце, а глобус будет нашей Землей.
- Посмотрите если посветить на нашу Землю фонариком, то свет попадает на какую сторону? (на одну сторону, где светит фонарик)

- А что происходит со второй стороной? (Там темно)
- А что нужно сделать, чтоб на той стороне появился свет? (Посветить на ту сторону)
- Правильно, получается если на нашей стороне, где мы живем светло, но на другой стороне Земли темно.

- Наша планета постоянно находится в движении и там где солнышко только просыпаются люди, встречают рассвет, а на той стороне, где наступает ночь люди, ложатся спать. (Ребята пробуют, самостоятельно вращая Землю показать, где сейчас на ней утро, а где наступает ночь, прикрепляя на глобус карточки с действием человека)
- Молодцы с справились, давайте посмотрим, что же у нас еще есть.

Пальчиковая гимнастика "Солнышко"

Светит солнышко в окошко,
Прямо в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.

Опыт 2

Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня на столе? (фонарики, блокнот, лист бумаги, лист картона, кусок ткани, файл)
- А, через все ли эти предметы может пройти свет? (дети отвечают)
- Воспитатель: Давайте проверим. (ребята самостоятельно проверяют подготовленный материал)

- Правильно, не все предметы на столе пропускаю свет. А почему?
- Все верно, наши у нас на столе есть предметы, которые пропускаю свет, и задерживают его.

Опыт 3

Воспитатель: Послушайте загадку:

Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,

А красивое какое!
Разноцветны ворота
Что зовутся... (радуга)

- Ребята, а когда мы с вами чаще всего видим радугу?

Физкультминутка

В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел. Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)

Поскорей, поскорей Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)

Ладушки, ладушки! По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом, И на землю кувырком! (Присесть)

Воспитатель: А давайте мы с вами вместе сделаем радугу. Этот опыт интересный и может проводиться в любое время суток.
- Для опыта нам с вами понадобится диск, фонарик и лист картона. (Необходимо поставить лист картона к стене, диск положить на стол зеркальной стороной вверх, посветить на него фонариком под углом. На листе появится радуга)

- Обратите внимание на то, что свет вроде и прозрачный, но состоит из разных цветов и эти цвета, как и у радуги всегда похожи. Какие вы видите цвета? (ребята самостоятельно пробуют провести данный опыт)

Опыт 4

Воспитатель: Ребята, а сейчас Я загадаю вам загадку, послушайте внимательно:

Ты стоишь – она стоит
Ты бежишь, она бежит
В солнечный погожий день
Мы отбрасываем … (тень)

- Правильно, это тень. Как вы думаете, у всех ли есть тень?
- Давайте мы сейчас это и проверим, для проверки возьмите в руки фонарики. Поднесите руку к лучу, который идет от вашего фонарика. Что видите?

Верно, вы видите свою тень, а сейчас посмотрите на доску где моя тень? Куда она делась? (ее нет)
- А почему? (Потому что фонарик выключен и нет света)
- Получается, что когда нет света у нас и нет тени правильно? (правильно)

Воспитатель предлагает детям посмотреть на тени от предметов на столе или придумать свои.
- Ребята мне интересно, что же это за пустой белый лист такой прислал нам Незнайка? Для чего он нам? (рассматривают его)
- Давайте попробуем посветить на него, может быть лист этот не обычный, а волшебный?

- Но фонарики у нас маленькие предлагаю вам посветить на него лампой. (Светят на лист, проявляется Незнайка на фоне города)
- А вот и сам Незнайка и его город. Оказывается, в его городе просто нет света.
- Ребята, а вам понравилось помогать Незнайке? Что интересного нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего?

По итогу занятия ребята заполняют мобильные блокноты.

Размер:
23.04 Kb
Скачали:
10