Конспект НОД по ФЭМП в средней группе "Путешествие на Луну"

Цель: развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Задачи:

  • развивать пространственное мышление, внимание, память, крупную и мелкую моторику;
  • систематизировать знания детей о геометрических фигурах, цифрах;
  • закрепление знаний прямого и обратного счета в пределах 5;
  • закрепление знаний в названии времен года, времени суток.

Методы и формы: сюрпризный момент, постройка и путешествие на ракете, сбор бортового компьютера, беседа-диалог, деление на команды по цвету-форме-части, пазл, дидактические игры "Времена года", "Собери картинку", выполнение заданий по карточкам, физкультминутка "преодоление полосы препятствий".

Оборудование: кукла Лунтик, ноутбук, записи космической музыки, колокольчик, объемные тела (конусы, цилиндры, кубы), листы-панели и фигуры-кнопки для сборки бортового компьютера, космические колпачки с улыбками, макеты маленьких ракет и звезд, зеркальный шар ...

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Дети заходят в группу и становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.

Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например: Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
- Здравствуйте, наши гости дорогие! Дин-дон-дон!

Включение в игровую ситуацию

- Ребята, к нам сегодня пришел на занятие Лунтик. А кто мне скажет, откуда он прилетел к нам на Землю? (с Луны)
- Лунтик очень скучает по своей Луне и потому приглашает нас вместе с ним совершить туда путешествие! Согласны?

Актуализация знаний детей

Воспитатель: А как вы думаете, как можно добраться до Луны? (долететь)
- На чем! (на космическом корабле, ракете, звездолете)
- Давайте сделаем себе ракеты, на которых и отправимся в полет.

Деление на команды "По цвету". Строительство ракет

- Но сначала нам нужно разделиться на команды. Возьмите у меня на столе по понравившейся вам ракете. Какого они цвета? (Синие и серебристые)
- Разделитесь на команды по цветам. Выберете командира. (Как будем выбирать?)

На столах для каждой команды наборы объемных фигур-конусы, цилиндры, кубы.
- Подойдите к столам и соберите свои ракеты, на которых мы отправимся в полет.
- Командиры, назовите, пожалуйста, какие фигуры ваша команда использовала в работе.

Игровое задание "Бортовой компьютер"

Воспитатель: Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления.
- У вас на столах лежат фигуры-кнопки и листы-панели. Слушайте внимательно задания:

  1. положите квадрат в правый верхний угол;
  2. положите прямоугольник в левый нижний угол;
  3. положите треугольник в верхний левый угол;
  4. положите овал в правый нижний угол;
  5. положите круг в середину.

- А теперь давайте проверим правильность сбора бортового компьютера – обменяйтесь команды приборами, сверьте с образцом.

"Полет на Луну"

Воспитатель: Подготовка к полету прошла успешно! И за это Лунтик нам дарит космические колпачки!
Дарит каждому ребенку космический колпачок с улыбкой и спрашивает: на какую фигуру он похож (конус), а как вы думаете, почему колпак с улыбкой (мы летим с добром). Дети встают вокруг ракеты.

Запись: Говорит руководитель космическими полетами. Космическим экипажам к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Ключ на старт! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

Руки в стороны, в полет отправляем звездолет.
Правое плечо вперед, левое плечо вперед,
Полетел наш звездолет.

В зале гаснет свет, звучит музыка, приводится в действие зеркальный шар. Музыка становится тише.

"Счет звездочек"

Воспитатель: Мы полетели! Ребята, посмотрите, сколько звезд на небе! (Лучи от зеркального шара, под потолком пять желтых шаров)
- Одни маленькие и лунная дорожка из больших…
- Давайте посчитаем, сколько больших звезд на лунной дорожке. (5)

- Ой, ребята, пока мы считали звездочки, одна из них упала…
- Сколько звезд осталось на небе? Давайте посчитаем.
- Молодцы! Наш полет продолжается…

Игра "Скажи наоборот"

- Чтобы не было нам скучно в полете давайте немного поиграем в игру "Скажи наоборот".

  • длинный - короткий;
  • высокий - низкий;
  • большой - маленький;
  • глубоко - мелко;
  • далеко - близко;
  • вперед - назад;
  • мягкий - жесткий;
  • легкий - тяжелый.

Встреча с Лунатиками

- А вот и Луна! Нам нужно прилуниться. Командиры экипажей, подойдите ко мне и возьмите схему места посадки вашей ракеты. (круг, овал)
- Прилунились! Ребята, Лунтик нам говорит, что люди на Луне намного легче и поэтому могут прыгать по поверхности Луны, как мячи.
- Давайте и мы с вами попробуем передвигаться "лунной походкой". Получается?!

Игра "А вы, земляне, так умеете?!"

- Ай, посмотрите! Кто нас встречает! Это жители Луны - лунатики, друзья Лунтика. Они приветствуют нас движениями.
- Давайте мы тоже поприветствуем их, так же. (на доске ряд картинок с человечками в разных позах)
- Давайте с помощью цифр дадим им имена, посчитаем лунатиков по порядку. Какой порядковый номер, такое и имя. (1, 2, 3, 4, 5 – выставляем цифры на доску)

- Между 1 и 3 человечком, который по счету стоит?
- Между 2 и 4?

- Который по счету стоит человечек за 4?
- Который по счету человечек стоит перед 2?

Игровое задание "Времена года"

Деление на команды по форме.
- Ребята, а вы знаете, что на луне нет времен года. Давайте расскажем Лунатикам о временах года на Земле.
- Для этого нам опять нужно будет разделиться на команды. У меня на подносе лежат разные по форме звезды. Подойдите, возьмите себе понравившуюся звезду.
- А теперь распределитесь в команды. Выберите командира.

- Вам нужно будет показать движениями одно из времен года, какое будет изображено на карточке.
- Одна команда показывает, вторая угадывает. Командиры, получите карточки. (Подумайте, вспомните что вы делаете в это время года, какая стоит погода…)
- Молодцы! Но на Луне, хотя здесь и нет времен года, время тоже не стоит на месте, части суток сменяют друг друга.

  1. Назовите части суток. (утро, день, вечер, ночь)
  2. Сколько частей в сутках? (четыре)
  3. Как называются сутки, которые прошли? (вчера)
  4. Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)
  5. Как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня)

Физминутка "Полоса препятствий"

Звучит музыка о космосе.
- Лунтик с друзьями зовет нас прогуляться по Луне. Пойдем?
- Ребята, смотрите впереди очень, много кратеров и лунных камней. Нам нужно их пройти.

- Только послушайте внимательно как: на лунные камни мы наступаем, руки в стороны, мелкие кратеры мы обходим.
- Ребята, смотрите лунный тоннель, нам нужно его пройти. Дети пролезают через тоннель. Молодцы!
- Ребята, посмотрите, какой большой кратер, он очень опасный, чтобы продолжить наше путешествие нам нужно его пройти.

- Есть какие-нибудь предложения? (ответы детей)
- Ребята, а я случайно, с собой взяла веревку. Лежит веревка разных размеров.
- Что можно с ней сделать?

- Берем самую короткую. Хватит ли нам этой веревки, чтобы перейти через этот кратер? (нет)
- А сколько нам нужно таких веревочек?
- Может, возьмем другую веревку? Хватит ли этой веревки? Сколько нам нужно веревок?

Разрезная картинка "Метеориты"

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые метеориты у нас на пути! Но что это?
- Два метеорита раскололись, а Лунтик так хотел их взять себе на память и привезти на Землю. Как мы можем помочь Лунтику? (правильно, собрать)
- Посмотрите, у меня остались фотографии этих камней.

- Вам нужно будет собрать осколки и сложить картинку.
- Но только какой осколок откуда, вы должны найти сами.

Возвращение на Землю

- Ну вот, ребята, мы с вами обошли почти всю Луну и нам пора возвращаться в детский сад. Вы готовы?
- Что такое, я не могу найти число-код, с помощью которого можно запустить ракеты. Скорее всего, он у Лунатиков.
- Они спрятали его, потому что не хотят с нами расставаться. Нам остается просить помощи с Земли. (У гостей записки с нужными словами)

Дети: Земля, Земля! У кого код?
Гости: Луна! Луна! Код у второго Лунатика справа. (дети ищут второго Лунатика справа и не находят)
Дети: Земля, Земля! У кого код?

Гости: Луна! Луна! Код у второго Лунатика слева. (ищут и вновь ошибаются)
Дети: Земля, Земля! У кого код?
Гости: Луна! Луна! Код у пятого Лунатика слева. (ищут пятого Лунатика слева и находят код)

Воспитатель: Код найден. Какая цифра является кодом? Это цифра 5.
- Ключ на старт. Возвращение на Землю. (Звучит космическая музыка)

Руки в стороны, в полет отправляем звездолет.
Правое плечо вперед, левое плечо вперед,
Полетел наш звездолет.

- Только что на телефон пришло сообщение. На небе - туман. Чтобы выйти из тумана нам нужно ответить на вопросы.

Игра "Когда это бывает?"

  • Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером)
  • Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
  • Солнце светит днем, а луна … (ночью)
  • Ужинаем мы вечером, а обедаем … (днем)
  • Днем мы обедаем, а завтракаем … (утром)
  • В садик мы идем утром, а из садика … (вечером)

- Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Лунтик говорит нам большое спасибо, что мы помогли ему побывать на своей Луне!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были?
- Что делали? Чему научились?
- Что для вас было самым трудным?

- Ребята, мы с вами летали на Луну, были в космосе, значит, сегодня мы были космонавтами.
- В память о нашем путешествии я награждаю вас удостоверениями космонавтов. Давайте попрощаемся с гостями.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!