Конспект логопедического занятия "Притяжательные прилагательные" на тему "На ферме"

Цель: формирование умения верно образовывать и употреблять притяжательные прилагательные.

Задачи:

  • активизация, расширение и уточнение словаря по теме "На ферме";
  • формирование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление имен существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-.

Оборудование: игрушка гуся, сюжетные картинки, силуэты домашних животных для коврографа, рабочие тетради Е.М. Косиновой, карандаши.

Ход занятия

Организационный момент

3 ФБМ. Игра "Птица - животное"

Педагог показывает на ребенка, и он называет соответственно домашнее животное или домашнюю птицу.

1 ФБМ. Растяжка.

Объявление темы занятия

Логопед рассказывает детям, что к ним в гости пришел гусенок. Он потерял свою маму и просит ему помочь.
На доске выставлены сюжетные картины с изображением домашних птиц и животных с детенышами. Педагог предлагает детям назвать птиц и животных, изображенных на картинах. Спрашивает, какие это птицы и животные - домашние.

Основная часть

Игра "Скажи, какой"

Логопед просит детей подобрать слова признаки к словам-предметам, обозначающим домашних животных и птиц:

Я вижу пегую корову и грозного быка.
У свиньи маленькие поросята, а у козы веселые козлята.

У лошадей резвые жеребята. У курицы маленькие желтые цыплята. У собаки неуклюжие щенята. У кошки игривые котята.

Упражнение "Чей хвост?"

Логопед указывает на части тела птиц и просит детей ответить на вопрос, чьи они:

Рога быка чьи? (Бычьи)
Хвост коровы чей? (Коровий)
Голова козы - козья, а хвост козла - козлиный.
Рог барана - бараний.

Перья утки - утиные.
Хвост гуся - гусиный.
Грива лошади - лошадиная.

Игра "Кто мама?"

Логопед выставляет коврограф, на котором закреплены силуэты домашних животных и птиц. Предлагает детям вытащить из мешочка силуэт детеныша и "найти" его маму:

Это теленок - ребенок коровы и быка.
Это щенок - ребенок собаки и пса.
Это ягненок - ребенок овцы и барана.

Это козленок - ребенок козы и козла.
Это котенок - ребенок кошки и кота.
Это жеребенок - ребенок лошади и коня.

Утенок - ребенок утки и селезня.
Гусенок - ребенок гуся и гусыни.
Цыпленок - ребенок курицы и петуха.

Упражнение "Предмет - предметы"

Педагог указывает на детеныша, дети называют по образцу: теленок - телята, щенок - щенята, ягненок - ягнята, козленок - козлята, котенок - котята, жеребенок - жеребята, утенок - утята, гусенок - гусята, цыпленок - цыплята..

Физкультминутка "Конь"

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх – вдох – выдох)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)
Повернулся влево - вправо, (Повороты влево – вправо)

Приседанье сделал справно, (Приседания)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево – вправо)
Поскорее в воду - плюх! (Присели)

Игра с мячом "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Яйцо курицы - куриное, яйцо гуся - гусиное, перо гуся - гусиное, молоко коровы - коровье, молоко козы - козье, хвост кошки - кошачий, нюх собаки - собачий, шерсть овцы - овечья.

Индивидуальная работа

Логопед раздает детям рабочие тетради и карандаши. Дети раскрашивают и называют часть тела по инструкции логопеда:

Сначала обведите голову - чья голова? (Собачья)
Теперь обведите уши и усы - чьи? (Собачьи)
Голову и рога коровы - коровьи и т.д. по заданию в тетради.

Итог занятия

Гусенок благодарит детей. Логопед спрашивает, чей ребенок - гусенок - гусыни и гуся, оценивает работу детей на занятии.

Размер:
21.56 Kb
Скачали:
4