Цель занятия: развитие речи детей подготовительной группы с ОНР.
Задачи:
Предварительная работа: чтение книги Э. Успенского "Дядя Федор, пес и кот".
Логопед: Дети, вы любите мультфильмы? Я тоже их очень люблю. А какие вам больше всего нравятся? Почему? (ответы детей)
- Сегодня я вас приглашаю на встречу с героями мультфильма "Простоквашино". Вы узнали их? (На доске выставляются картинки с изображением героев мультфильма)
- Кто же они? (Дети называют героев)
Логопед: Садитесь на стульчики, я вам расскажу про них маленькую историю.
- Однажды, дядя Федор, прейдя со школы домой, обнаружил, что его друзей, кота Матроскина и Шарика, нет дома.
- Они отправились в деревню, потому что им наскучило жить в городе.
- Ребята, скажите пожалуйста, а домашние животные смогут прожить самостоятельно, без помощи и заботы людей?
Дети: Нет, не смогут. Домашние животные нуждаются в человеческой заботе, этим они отличаются от диких животных.
Логопед: Молодцы ребята. Дядя Федор очень любит своих друзей, переживает за них, и просит вас помочь ему отыскать их в деревне.
- Поможем ему справится с его бедой? (Да!)
- Тогда я предлагаю вам, отправится в сказочную деревню Простоквашино, и там разыскать пропавших кота Мотроскина и Шарика, а также познакомится со многими другими домашними животными.
- Ребята, а волшебными словами, перенесящими нас в Простаквашино станут чистоговорки, которые вы должны правильно и красиво произнести.
Работа над произносительной стороной речи
Чтение чистоговорок (дифференциация, автоматизация сонорных звуков [Л-Р; Л’-Р’], развитие четкости дикции, интонационной выразительности)
Дети читают чистоговорки.
Логопед: Молодцы ребята! Вы замечательно произнесли все чистоговорки. Скажите пожалуйста а, про кого были ваши чистоговорки?
Дети: Чистоговорки были про домашних животных.
Логопед: Скажите, вы уже догадались, на какую тему сегодня мы будем с вами говорить?
Дети: Мы будем говорить про домашних животных.
Логопед: Молодцы ребята! Вот мы и очутились в волшебной деревне "Простоквашино". Но где же наши герои?
- Ребята, кот Мотроскин и Шарик приготовили для вас задания – подсказки. Выполнив их, мы встретимся с нашими героями.
Работа над развитием грамматического строя речи
Логопед: Корова кричит "Му!" Корова что делает? Корова мычит. Я начинаю предложение, а вы правильно его заканчиваете.
Лошадь кричит: "И-го-го!"
Лошадь что делает?
1 ребенок: Лошадь ржет.
Коза кричит "Ме!" Коза что делает?
2 ребенок: Коза мекает.
Свинья кричит "Хрю! Хрю!" Свинья что делает?
3 ребенок: Свинья хрюкает.
Собака кричит "Гав! Гав!" Собака что делает?
4 ребенок: Собака лает.
Логопед: Молодцы ребята, вы все сказали правильно!
- А сейчас я предлагаю вам встать и поиграть со мной в игру с мячом.
Игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"
Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
Рога быка - чьи рога?
1 ребенок: Бычьи.
Голова собаки – чья голова?
2 ребенок: Собачья.
Вымя коровы – чье вымя?
3 ребенок: Коровье.
Хвост кошки – Чей хвост?
3 ребенок: кошачий.
Грива лошади – чья грива?
4 ребенок: Лошадиная.
Логопед хвалит детей и просит их присесть на свои места.
- Ребята, следующее задание от Шарика.
Развитие лексико-грамматических представлений
Игра "Считай и называй"
Совершенствование грамматического строя речи (сопоставлении числительных с существительными и прилагательными).
Логопед: Саша, расскажи нам, какие домашние животные и в каком количестве изображены на твоей фотографии? (На моей фотографии изображены 4 белые козы)
- Лена, расскажи кто из домашних животных и в каком количестве изображены на твоей фотографии? (На моей фотографии изображены 3 черные коровы)
- Дима, расскажи кто из домашних животных и в каком количестве изображены на твоей фотографии? (На моей фотографии изображены 2 маленькие собачки)
- Аня, расскажи кто из домашних животных и в каком количестве изображены на твоей фотографии? (На моей фотографии изображены 3 беленьких кролика)
- Молодцы ребята! И с этим заданием вам удалось справится.
- А сможете ли вы справится с последним заданием - поиграть с дядей Федором? (да!)
В кабинет заходит дядя Федор. Здоровается с детьми, благодарит их за помощь оказанною для него. Предлагает детям выполнить последнее задание, которое поможет найти его друзей.
Дядя Федор: Ребята, я очень люблю собирать картины – пазлы. А вы любите? (да, любим)
- Помогите мне пожалуйста выполнить эту непростую работу – собрать картинку.
Развитие координации движений, общей и мелкой моторики
Дети выполняют задание (собирают картину из частей).
Логопед: Молодцы ребята! А рассказать, кто и что изображено на картине вы сможете? (Дети составляют предложения по картине)
Дядя Федор: Молодцы ребята! Вы наверняка обратили внимание на то, что на этой картине я изображен вместе со своими друзьями – с котом Матроскином и с Шариком?
- А это значит, что вы помогли мне найти моих друзей. Спасибо вам большое.
Логопед: Дети, вы сегодня справились со всеми заданиями, которые вам предлагали наши герои.
- Я вами очень горжусь!