Для детей с ТНР старшей группы компенсирующей направленности.
Цель: стимуляция речевой активности дошкольников, развития коммуникативно-речевых умений и навыков, коррекция фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических компонентов языка.
Задачи:
Методы и приемы:
Оборудование и материалы: магнитная доска, конверт с предметными картинками к тексту "Грибы" (изображение 1 девочки, 2 изображения мальчиков, лес, подосиновик, лисичка, белый гриб, корзина с грибами), изображения грибов и ягод, изученных на предыдущих занятиях, корзинки с изображениями различных видов грибов и ягод (5 сыроежек, 5 лисичек, 5 подосиновиков, 5 мухоморов, 5 белых грибов, 5 ягод), корзиночки.
Организационный момент
Логопед: Добрый день!
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Пополним нашу "копилку вежливых слов" приветствиями (дети приветствуют друг друга и педагога, опуская в "копилку" жетон).
Введение в тему занятия
Педагог-психолог: Нам пришло письмо от ребят из детского сада "Лесная сказка" Коли, Кати и Пети. Посмотрите, они прислали нам фотографии (выставляются предметные картинки). Как вы думаете, о чем хотели рассказать ребята?
Дети: О том, как дети ходили в лес за грибами.
Постановка цели занятия
Логопед: С нами тоже происходили интересные случаи. Но чтобы о них рассказать, нужно научиться составлять рассказы. Кто или что нам может в этом помочь?
Варианты вопросов детей:
- Можно попросить о помощи взрослых.
- Можно попробовать вместе составить рассказ.
Основной этап занятия
Логопед: Сегодня нам помощь окажут фотографии, которые прислали Катя, Коля и Сережа. Мы попробуем рассказать о том, как дети собирали в лесу грибы. Как вы думаете, чтобы рассказ получился понятным и интересным, что нужно нам нужно сделать?
Варианты ответов:
- Правильно разложить картинки, чтобы не перепутать, что было в начале, а что потом.
- Придумывать правильные предложения, где все слова дружат.
- придумать хорошее и понятное название для рассказа и т.п.
Логопед: Вы все правы. И чтобы каждый слушатель заинтересовался и мог сразу понять, о чем мы хотим рассказать, нам нужно придумать "говорящее" название рассказа. Какое название предлагаешь ты, Вова?
Дети: варианты ответов: Лес. Как дети собирали грибы в лесу. И т.п.
Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам поиграть в игру "Соберем грибы и ягоды". (сочетание с динамической паузой)
Каждый ребенок выбирает, какие грибы или ягоды хочет собирать. По команде педагога дети складывают в свои корзинки соответствующие картинки (картинки находятся в доступных, но неожиданных для детей местах группы).
Педагог-психолог: Какие вы все молодцы! Помогали друг другу и не ссорились. Каких грибов (ягод) много в твоей корзине, Маша?
Дети:
- В моей корзине много сыроежек.
- А я собрал много маслят и т. д.
Логопед: Молодцы, вы собрали все грибы и ягоды и правильно их назвали. А теперь посчитаем наш лесной "урожай".
Каждый ребенок подходит к магнитной доске, закрепляет картинки, считая при этом: 1 сыроежка, 2 сыроежки, 3 сыроежки, 4 сыроежки, 5 сыроежек.
Логопед: А какие грибы собирали Катя, Петя, Сережа?
Дети: Подосиновики, лисички, белые грибы.
Логопед: Как вы догадались, что именно эти грибы нашли ребята.
Дети: Дети прислали фотографии этих грибов.
Логопед: Мы придумали название нашему рассказу, потренировались правильно использовать слова и постарались "подружить" их в предложении. Посмотрите на фотографии-помощники (расположены в хаотичном порядке), обратите внимание на их расположение, сможем ли мы теперь составить рассказ о грибниках?
Дети: нет, картинки расставлены не по порядку, рассказ не получится понятным.
Логопед: Как нам исправить ситуацию?
Дети: Поставить картинки по порядку.
Дети выставляют картинки в нужной последовательности, комментируя свои действия. (Сначала поставим фотографии детей и расскажем как их зовут. Потом поставим фотографию леса и корзинки с грибами, чтобы рассказать, куда пошли дети. Потом картинки, где нарисованы грибы, чтобы рассказать, что и где нашли дети).
Логопед: Дети, вы молодцы, теперь у нас обязательно получится рассказ про грибников. Я думаю, вам всем хочется поучаствовать в составлении рассказа. Поэтому мы разделим его на части, и каждый сможет рассказать свой кусочек.
Логопед предлагает каждому выбрать одну картинку (картинки перемешены и перевернуты изображением вниз) и по цепочке составить коллективный рассказ.
При необходимости, на начальном этапе, после коллективного составления рассказа, логопед сам воспроизводит полный текст и только потом может предложить детям выполнить это задание.
Итог занятия с домашним заданием
Логопед: Вы все большие молодцы, у нас получилась просто замечательная история. Как вы думаете, теперь вы научились рассказывать интересные истории? А как можно это проверить?
Дети: Рассказать историю родителям, друзьям, воспитателям.
Педагог-психолог: Я предлагаю рассказать о том, как Катя, Коля и Сережа собирали грибы в лесу вашим папам и мамам. Детям выдаются листы с заданием "Что сначала, а что потом" (на основе предметных опорных картинок).