Конспект занятия для детей с ТНР "Прогулка в осеннем лесу"

Для детей с ТНР старшей группы компенсирующей направленности.

Цель: стимуляция речевой активности дошкольников, развития коммуникативно-речевых умений и навыков, коррекция фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических компонентов языка.

Задачи:

  • Активизировать номинативный и словарь признаков в рамках темы "Ягоды. Грибы. Лес".
  • Формировать умение свободно выражать свои мысли и чувства.
  • Развивать связную грамматически правильную речь путем совершенствования умения согласовывать существительные с числительными.

Методы и приемы:

  • Игровой (игровая коммуникативно-речевая ситуация).
  • Словесный (беседа, положительная оценка).
  • Наглядный (опорных предметных картинок).
  • Практический (коммуникативно-речевая деятельность детей в организованной коммуникативно-речевой ситуации).

Оборудование и материалы: магнитная доска, конверт с предметными картинками к тексту "Грибы" (изображение 1 девочки, 2 изображения мальчиков, лес, подосиновик, лисичка, белый гриб, корзина с грибами), изображения грибов и ягод, изученных на предыдущих занятиях, корзинки с изображениями различных видов грибов и ягод (5 сыроежек, 5 лисичек, 5 подосиновиков, 5 мухоморов, 5 белых грибов, 5 ягод), корзиночки.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Добрый день!
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Пополним нашу "копилку вежливых слов" приветствиями (дети приветствуют друг друга и педагога, опуская в "копилку" жетон).

Введение в тему занятия

Педагог-психолог: Нам пришло письмо от ребят из детского сада "Лесная сказка" Коли, Кати и Пети. Посмотрите, они прислали нам фотографии (выставляются предметные картинки). Как вы думаете, о чем хотели рассказать ребята?
Дети: О том, как дети ходили в лес за грибами.

Постановка цели занятия

Логопед: С нами тоже происходили интересные случаи. Но чтобы о них рассказать, нужно научиться составлять рассказы. Кто или что нам может в этом помочь?
Варианты вопросов детей:
- Можно попросить о помощи взрослых.
- Можно попробовать вместе составить рассказ.

Основной этап занятия

Логопед: Сегодня нам помощь окажут фотографии, которые прислали Катя, Коля и Сережа. Мы попробуем рассказать о том, как дети собирали в лесу грибы. Как вы думаете, чтобы рассказ получился понятным и интересным, что нужно нам нужно сделать?

Варианты ответов:
- Правильно разложить картинки, чтобы не перепутать, что было в начале, а что потом.
- Придумывать правильные предложения, где все слова дружат.
- придумать хорошее и понятное название для рассказа и т.п.

Логопед: Вы все правы. И чтобы каждый слушатель заинтересовался и мог сразу понять, о чем мы хотим рассказать, нам нужно придумать "говорящее" название рассказа. Какое название предлагаешь ты, Вова?
Дети: варианты ответов: Лес. Как дети собирали грибы в лесу. И т.п.

Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам поиграть в игру "Соберем грибы и ягоды". (сочетание с динамической паузой)
Каждый ребенок выбирает, какие грибы или ягоды хочет собирать. По команде педагога дети складывают в свои корзинки соответствующие картинки (картинки находятся в доступных, но неожиданных для детей местах группы).

Грибы и ягодыГрибы и ягоды

Педагог-психолог: Какие вы все молодцы! Помогали друг другу и не ссорились. Каких грибов (ягод) много в твоей корзине, Маша?
Дети:
- В моей корзине много сыроежек.
- А я собрал много маслят и т. д.

Логопед: Молодцы, вы собрали все грибы и ягоды и правильно их назвали. А теперь посчитаем наш лесной "урожай".
Каждый ребенок подходит к магнитной доске, закрепляет картинки, считая при этом: 1 сыроежка, 2 сыроежки, 3 сыроежки, 4 сыроежки, 5 сыроежек.
Логопед: А какие грибы собирали Катя, Петя, Сережа?
Дети: Подосиновики, лисички, белые грибы.

Логопед: Как вы догадались, что именно эти грибы нашли ребята.
Дети: Дети прислали фотографии этих грибов.
Логопед: Мы придумали название нашему рассказу, потренировались правильно использовать слова и постарались "подружить" их в предложении. Посмотрите на фотографии-помощники (расположены в хаотичном порядке), обратите внимание на их расположение, сможем ли мы теперь составить рассказ о грибниках?

Дети: нет, картинки расставлены не по порядку, рассказ не получится понятным.
Логопед: Как нам исправить ситуацию?
Дети: Поставить картинки по порядку.

Дети выставляют картинки в нужной последовательности, комментируя свои действия. (Сначала поставим фотографии детей и расскажем как их зовут. Потом поставим фотографию леса и корзинки с грибами, чтобы рассказать, куда пошли дети. Потом картинки, где нарисованы грибы, чтобы рассказать, что и где нашли дети).

Логопед: Дети, вы молодцы, теперь у нас обязательно получится рассказ про грибников. Я думаю, вам всем хочется поучаствовать в составлении рассказа. Поэтому мы разделим его на части, и каждый сможет рассказать свой кусочек.

Логопед предлагает каждому выбрать одну картинку (картинки перемешены и перевернуты изображением вниз) и по цепочке составить коллективный рассказ.
При необходимости, на начальном этапе, после коллективного составления рассказа, логопед сам воспроизводит полный текст и только потом может предложить детям выполнить это задание.

Итог занятия с домашним заданием

Логопед: Вы все большие молодцы, у нас получилась просто замечательная история. Как вы думаете, теперь вы научились рассказывать интересные истории? А как можно это проверить?
Дети: Рассказать историю родителям, друзьям, воспитателям.

Педагог-психолог: Я предлагаю рассказать о том, как Катя, Коля и Сережа собирали грибы в лесу вашим папам и мамам. Детям выдаются листы с заданием "Что сначала, а что потом" (на основе предметных опорных картинок).

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!