Конспект подгруппового логопедического занятия "Морское путешествие"

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о гласных звуках [а], [у], [и], [о], [ы], [э], их артикулировании и звучании.

Задачи:

  • закреплять понятие "гласный звук";
  • закрепить умение четко артикулировать гласные звуки;
  • учить определять звук, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Предварительная работа:

  • разучивание артикуляционной гимнастики;
  • разучивание пальчиковой гимнастики;
  • разучивание физкультминуток (движение с речью);
  • развитие дыхания и голоса;
  • дидактические игры на развитие фонематического слуха: "Назови три слова на звук…", "Хлопай, не зевай", "Замени звук", "Найди место звука в слове", "Запомни, повтори", "Поймай звук", "Выдели звук", "Топай- хлопай"; "Тихо-громко";
  • раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки, лепка из пластилина гласных букв, рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие на остров гласных звуков.
- Там живет Пират и его веселый друг – попугай Кеша. (выставляется на доску картинка)

- На острове у Пирата совсем нет друзей и ему стало скучно, он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.

Основная часть

- Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да)

Артикуляционная гимнастика

Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.

Учитель-логопед демонстрирует морской камешек и проговаривает слова артикуляционной гимнастики в соответствии с изображением на камешке.

[А] - Откройте шире рот,
Как огромный бегемот!
Подразнить его охота –
Пошутим над бегемотом. ("Окошко")

[И] - Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Вот понравится лягушкам -
Губы тянем прямо к ушкам! ("Улыбочка")

[У] - Надул капризно губки,
Подними скорее руки!
В гости к нам пришел слоненок –

Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! ("Трубочка")

[Ы] - Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так. ("Часики")

[Э] - В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Язычок вдруг разленился,
На крылечке развалился. ("Блинчик")

[О] - округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
На качелях О катался:
Вверх летел и вниз спускался. ("Качели")

Игра "Найди нужный камешек"

Игра на определение начального и конечного гласного звука.

Учитель-логопед предлагает каждому ребенку набор камешек и просит показать нужный звук с которого начинается слово: актер, аист, ухо, ослик, астра, иней, эхо, орел, утюг, которым заканчивается слово: игла, шары, сова, кино, огни, вазы.

Логопед называет слово, а дошкольники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву: cын, мак, ком, дуб, мэр.

Дидактическая игра "Комарики"
(Развитие фонематического слуха)

- На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.
Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Отчетливо произносит каждый из звуков: а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.

Дидактическая игра "Ушки на макушке"
(фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний)

- Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам "бросать" камешки и называть звуки, если камешки большие – вы произносите громко, маленькие - тихо. А вы возвращать мне "песенку" из этих звуков.

КамешкиКамешки

Логопед бросая камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

- На своем острове Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали…
- Давайте им поможем! Посмотрите, вот сундуки, а на них написаны буквы.

- Прочитайте, какие буквы тут написаны?
Логопед просит ребенка назвать звуки, вспомнить буквы и произнести звуки. Если ребенок затрудняется, логопед сам четко называет звуки. После этого, логопед раскладывает монеты Пирата с изображенными на них картинками на определенные звуки.

- Рассмотрите картинки, четко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите камешек и картинку в соответствующий сундучок, а на домике Пирата отметьте бусинкой то окошечко, где слышится звук в данном слове.

(При правильном выполнении задания ребенок размещает монеты Пирата с изображением и камешком с нужным изображением возле нужного сундучка и называет позицию выделенного звука в слове)

- Вы выполнили все задания с Пиратом и Кешей. Кеша теперь выучил гласные буквы и звуки.

Итог занятия

- Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания?
- Что больше всего понравилось?

- Вы все молодцы. С вашей помощью можно справляться со всеми заданиями.
- Спасибо всем за работу!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!